Jump to content
Форум инженеров по охране труда Беларуси
Охрана труда.by

Форум инженеров по охране труда в Беларуси

Search In
  • More options...
Find results that contain...
Find results in...

Новое в законодательстве о проверках: Указ №332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь"


Recommended Posts

26 июля Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ №332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", который вносит ряд изменений и дополнений в Указ от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

 

Документ направлен на реализацию положений Директивы от 31 декабря 2010 года № 4 « О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», а также решения четвертого Всебелорусского народного собрания о придании контрольной (надзорной) деятельности максимально профилактического (упредительного) характера и сокращении количества проверок.

 

Так, вводится новая форма контроля (надзора) – мониторинг, который заключается в наблюдении, оценке условий деятельности субъектов в целях выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений.

Данный контроль будет проводиться без использования должностными лицами полномочий, предоставленных им для проведения проверок, и истребования документов у субъектов.

 

Решение о проведении мониторинга вправе принять только руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель.

 

В случае выявления в ходе мониторинга нарушений субъекту будут вручаться рекомендации по их устранению. При добровольном устранении нарушений не будут назначаться внеплановая проверка и применяться меры ответственности к субъекту и его должностным лицам.

 

Вместе с тем при установлении нарушений, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, контролирующий (надзорный) орган сможет в регламентированном порядке вынести требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта.

 

Из сферы контрольной (надзорной) деятельности выводятся мероприятия технического технологического, поверочного) характера, осуществляемые органами в отношении субъектов, но не связанные с проверками их деятельности. Конкретный перечень этих мероприятий будет определен Правительством по согласованию с Главой государства.

 

При этом Указом установлен прямой запрет на проведение плановых и внеплановых проверок по этим мероприятиям, что позволит сократить количество проверок субъектов, а также оптимизировать работу по составлению координационных планов контрольной (надзорной) деятельности.

 

Также изменяется периодичность назначения плановых проверок. При отсутствии нарушений законодательства плановые проверки будут проводиться не чаще одного раза в пять лет независимо от отнесения субъектов к какой-либо группе риска.

 

Совершенствуется порядок исчисления срока для назначения плановой проверки.

 

Этот срок будет исчисляться контролирующим (надзорным) органом со дня окончания предыдущей плановой проверки, проведенной не только этим органом, но и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями).

 

В результате исключена возможность проведения множества проверок одного субъекта в рамках системы (вертикали) одного и того же контролирующего (надзорного) органа.

 

Предусмотрены право Комитета государственного контроля исключать из координационных планов контрольной (надзорной) деятельности проверки, не соответствующие нормам Указа № 510, и обязанность контролирующих (надзорных) органов вносить в базу данных интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь сведения не только о назначении проверок, но и об их результатах.

 

Дополнительно Указом корректируются отдельные положения Указа № 510 с учетом практики его применения.

 

В частности, закрепляется дополнительное основание для проведения проверок в период установленного двухлетнего моратория на их проведение – наличие информации о совершении сделок с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства.

 

Перечень контролирующих (надзорных) органов, осуществляющих внеплановые тематические оперативные проверки, дополняется Министерством здравоохранения, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, по вопросу соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

Кроме того, уточняются установленные критерии риска в целях обоснованного отнесения проверяемых субъектов к соответствующим группам риска для назначения плановых проверок.

 

Указ вступает в силу с 1 октября 2012 года.

Мы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook .Присоединяйтесь!

Link to comment
Share on other sites

Изменения, внесенные Указом Президента № 332 от 26.07.2012 года в Указ Президента № 510

 

Часть вторая пункта 1 изложена в следующей редакции:

«Вопросы, проверка которых осуществляется контролирующим (надзорным) органом, должны соответствовать компетенции этого органа». В предыдущей редакции соответствовать должна была тема.

 

Каких либо серьезных различий в этом изменении нет.

 

Абзац третий пункта 4 дополнен словами: «(кроме созданных в порядке реорганизации)». Пункт 4 касается запрета проведения плановых проверок в течение двух со дня, в данном случае, присвоения учетного номера плательщика – обособленных подразделений организации.

 

В абзац третий пункта 5 внесены изменения, которые дают основание Комитету государственного контроля произвести внеплановую проверку в случае, если имеются сведения о том, что сделка заключается с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства.

 

Лжепредпринимательсво самой организации по-прежнему является основанием проведения внеплановой проверки.

 

Из пункта 5 исключен абзац седьмой как основание для проведения внеплановой проверки, а именно: внеплановая проверка для расследования причин несчастных случаев, технических причин аварий и инцидентов на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний, расследования аварий, в том числе строительных, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий;

 

В пункт 7 внесены изменения, касающиеся периодичности проведения плановых проверок.

 

Так, организации, отнесенные к высокой группе риска, - не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в два календарных года (включая год, в котором проводилась плановая проверка). Ранее было «не ранее чем через два года».

 

Также и организации, отнесенные к низкой группе риска, - по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять календарных лет (включая год, в котором проводилась плановая проверка). Ранее «не чаще одного раза в пять лет».

В пункт сем внесены следующие дополнения:

 

Плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и не имеющих фактов нарушений законодательства (независимо от отнесения их к группам риска), должны проводиться одним и тем же контролирующим (надзорным) органом и его структурным подразделением территориальным органом, подчиненной организацией) не чаще одного раза в пять календарных лет.

 

При этом для целей применения настоящего пункта и пункта 11 настоящего Указа проверяемый субъект считается добросовестно исполняющим обязательства перед бюджетом и не имеющим фактов нарушений законодательства при выполнении в совокупности следующих условий:

  • предыдущей плановой проверкой не установлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения проверяемым субъектом обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и фактов нарушений законодательства;
  • в период после окончания предыдущей плановой проверки и до назначения следующей плановой проверки данным или иными контролирующими (надзорными) органами не установлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения проверяемым субъектом обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и фактов нарушений законодательства».

В пункт 8 внесены изменения, касающиеся проверки одним и тем же органом (с учетом подчиненности). Так, для назначения плановой проверки календарные периоды исчисляются контролирующим (надзорным) органом с года окончания предыдущей плановой проверки (включая этот год) с учетом установленной сферы контрольной (надзорной) деятельности, назначенной после 1 января 2010 г. как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями).

 

Внеплановые тематические оперативные проверки теперь не проводят подразделения Государственной автомобильной инспекции.

 

Напротив, полномочия на такие проверки даны органам и учреждениям Министерства здравоохранения, осуществляющим государственный санитарный надзор. (Пункт 10).

 

Осуществление ведомственного контроля, проводимого в установленном порядке, теперь исключает проведения проверок контролирующими (надзорными) органами.

 

Проведения проверки по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда теперь ограничено периодом в 3 года, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки. (Пункт 13).

 

 

Пункт 15 дополнен следующими частями:

 

Проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.

 

Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с пользованием мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с проверяемыми субъектами, подлежащими контролю (надзору), в том числе путем:

  • проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
  • проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
  • информирования субъектов (в том числе с использованием средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
  • проведения семинаров, круглых столов и другого».
  • Контролирующий (надзорный) орган, выявивший нарушения, относимые законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь к грубым, теперь вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о ликвидации субъекта, если иное не предусмотрено законодательными актами.

В соответствии с пунктом 20 утверждается «Положение о порядке проведения мониторинга».

 

В соответствии с внесенными изменениями в пункт 22, признание проверки незаконной влечет недействительность ее результатов, а если проверка не завершена – также ее прекращение, за исключением случаев установления в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления.

 

При этом подача заявления (жалобы) о признании проверки незаконной или обжалование действий (бездействия) должностных лиц, указанных в части первой настоящего пункта, в суд не приостанавливает проведения проверки.

 

Исключено право проверяющего органа на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров.

 

Информация по контрольному списку вопросов (чек-листу) должна быть представлена проверяемым субъектом контролирующему (надзорному) органу не позднее десяти рабочих дней со дня получения указанного списка (чек-листа).

 

Изъятие оригиналов документов, иных носителей информации теперь может производиться и при необходимости передачи оригиналов документов, иных носителей информации в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении. (Пункт 40).

 

Днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту.

 

Что касается Утвержденного Положения, то в соответствии с упомянутым мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга (далее – субъект) на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

 

При проведении мониторинга должностные лица контролирующих (надзорных) органов вправе входить на территорию и (или) объекты субъекта, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и (или) объекты – с согласия субъекта, использовать доступные средства глобальной компьютерной сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).

 

Решение о проведении мониторинга принимается руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориальных органов, структурных подразделений, подчиненных организаций) или его уполномоченным заместителем.

 

По результатам мониторинга должностным лицом контролирующего (надзорного) органа оформляется аналитическая (информационная) записка, на основании которой руководитель (его заместитель) этого контролирующего (надзорного) органа вправе принять одно из следующих решений:

  1. учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта;
  2. направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки)обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;
  3. применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

 

В случае неустранения субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) руководитель (его заместитель) контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) может назначить внеплановую проверку в соответствии с подпунктом 9.1 пункта 9 Указа, утверждающего настоящее Положение, а руководитель (его заместитель) контролирующего (надзорного) органа, являющегося территориальным органом, структурным подразделением, подчиненной организацией, вправе внести уполномоченному должностному лицу предложение о назначении внеплановой проверки в соответствии с подпунктом 9.1 пункта 9 Указа, утверждающего настоящее Положение.

www.istina.by - Бесплатная консультация юриста
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...