Jump to content

О производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ


Recommended Posts

Информационное письмо Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

 

«О производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ»

 

Ежегодно в организациях республики при выполнении шиномонтажных работ приходится регистрировать случаи производственного травматизма с тяжелыми последствиями.

 

Не стал тому исключением как прошедший 2011 г., так и только начавшийся 2012 г. Причем за истекший период 2012 г. Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент) зарегистрирован определенный всплеск таких происшествий.

Так, только за неполные три месяца текущего года при выполнении шиномонтажных работ в республике произошло 3 несчастных случая с тяжелым исходом и 1 – со смертельным. Для сравнения, за весь период 2011 года, при выполнении шиномонтажных работ травмы с тяжелым исходом получили 5 работников, со смертельным – 3.

 

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что, несмотря на отнесение данного вида работ к работам с повышенной опасностью, как со стороны должностных лиц организаций, так и со стороны самих работников, выполняющих шиномонтажные работы, не уделяется должного внимания технологии их безопасного проведения. Зачастую потерпевшие даже не представляют себе всю опасность и тяжесть последствий разрушения конструкции находящегося под давлением колеса. Вместе с тем о тяжести последствий указанных несчастных случаев свидетельствуют вышеприведенные данные Департамента.

 

Анализ материалов специальных расследований несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших при выполнении шиномонтажных работ в 2011 году, показал, что основными их причинами явились: нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, требований нормативных правовых актов по охране труда (50 процентов от общего количества причин), невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда (16,7 процента), а также допуск потерпевших к работе без обучения, стажировки, проверки знаний по вопросам охраны труда (16,7 процента).

 

При этом следует отметить, что причины, приведшие к нарушению технологии производства шиномонтажных работ, требований безопасности, предъявляемых к ее проведению, могут быть разными, однако, общим следствием всех причин, как правило, является одно – травмирование работников.

 

Кроме того, наряду с решением технических вопросов, не менее важным является осуществление организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность труда, о чем свидетельствует тот факт, что в 50 процентах происшедших в 2011 г. несчастных случаев в ходе специального расследования была установлена вина нанимателя.

 

Согласно нормативным правовым актам по охране труда обязательным условием обеспечения безопасности работы при выполнении шиномонтажных работ является выполнение требований к технологическому процессу (подготовке рабочего места; подготовке колесного транспортного средства к техническому обслуживанию и текущему ремонту (далее – ТО и ТР), установке его на пост ТО (ТР) и снятии с поста; проведении работ) и рабочим местам (наличие специальных приспособлений, инструмента и оборудования в соответствии с установленной технологией). К выполнению шиномонтажных работ должны допускаться работники, имеющие специальную квалификацию (монтировщик шин и шинно-пневматических муфт), прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Однако указанные требования соблюдаются далеко не всегда.

 

Так, например, результатом выполнения шиномонтажных работ лицами, не имеющими специальной подготовки и не прошедшими проверку знаний по вопросам охраны труда, явилось разрушение конструкции колеса, приведшее 17 марта 2011 г. к несчастному случаю с тяжелым исходом с водителем автомобиля ОАО «Управление механизации № 88». Специальным расследованием указанного несчастного случая было установлено, что монтаж замочного кольца на обод колеса осуществлялся при помощи подручных средств (лома и кувалды). Аналогичные обстоятельства (установка замочного кольца на обод колеса при помощи ударного действия) привели 14 июня 2011 г. к травмированию машиниста автомобильного крана ОАО «Белорусское управление механизации».

 

13 октября 2011 г. при производстве водителем автомобиля ОАО «Юшевичи» работ по демонтажу сдвоенных колес с задней оси автомобиля МАЗ 555102, произошло разъединение съемных деталей обода наружного колеса, из шины которого предварительно не был спущен воздух. В результате разрыва элементов колеса работник получил сочетанную травму головы, груди, живота. От полученных травм потерпевший скончался. В ходе специального расследования данного несчастного случая было установлено, что потерпевший был допущен к работе без проверки знаний по вопросам охраны труда.

 

Похожий случай произошел 22 ноября 2011 г., когда при выполнении работ по демонтажу колеса с разборными ободьями, без предварительного выпуска воздуха из шины, в результате разрыва колеса (болтовых соединений частей диска колеса), был смертельно травмирован тракторист-машинист ОАО «Лежни» Шумилинского района Витебской области.

 

Причинами несчастных случаев, происшедших 6 апреля 2011 г. в СПК «Русь-Агро» и 23 января 2012 г. в ЧУП «Шиномонтаж Катин-Бор», явился коррозийный износ дисков колес и бортовых (замочных) колец транспортных средств, эксплуатируемых более 20 лет.

 

На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма Департамент предлагает республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:

  1. Довести настоящую информацию до сведения и принятия эффективных мер реагирования подчиненными (расположенными на подведомственной территории) организациями.
  2. Потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин):

  • Назначить приказом по организации лиц, ответственных за выполнение шиномонтажных работ.
  • Не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучение, проверку знаний и инструктаж по безопасному их выполнению.
  • Монтаж и демонтаж шин проводить только в приспособленных для этих работ помещениях с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента.

Запретить:

  • демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;
  • снятие колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;
  • исправление положения бортовых и замочных колец, когда шина находится под давлением;
  • демонтаж одного из сдвоенных колес без применения домкрата, путем наезда второго сдвоенного колеса на выступающий предмет;
  • применение кувалд и подобных предметов при монтажно-демонтажных работах, способных деформировать детали колес;
  • замену золотников различного рода заглушками.
  • перекатывание вручную колеса, дисков и шин.

Провести обследование дисков колес транспортных средств, эксплуатируемых более 15 лет.

Обеспечить выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128, Правил по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 14.

Мы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook .Присоединяйтесь!

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.