Jump to content
Форум инженеров по охране труда Беларуси
Охрана труда.by

Форум инженеров по охране труда в Беларуси

Search In
  • More options...
Find results that contain...
Find results in...

Обсуждаем проект Инструкции о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях - 2020


Recommended Posts

Министерство труда разработало «Проект Инструкции о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях»

Замечания и предложения по проекту с соответствующими обоснованиями принимаются до 5 мая 2020 г.:

1. по почте по адресу: 220004, г.Минск, пр-т Победителей, 23, кор. 2, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь , управление охраны и государственной экспертизы условий труда

2. по электронной почте: [email protected] (с пометкой «управление охраны и государственной экспертизы условий труда»)

3. по системе межведомственного документооборота (СМДО): Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, управление охраны и государственной экспертизы условий труда.

 

 

proekt-Instruktsii-Kontrol-1.pdf

Мы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook .Присоединяйтесь!

Link to post
Share on other sites

Также к рассмотрению предлагаются и другие проекты:

 «Проект Правил по охране труда при возведении, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации автомобильных дорог». 

«Проект Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг)»

«Проект Правил по охране труда в сельском хозяйстве»

«Проект Правил по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта»

 

Министерство труда разработало «Проект Инструкции о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях»

Замечания и предложения по проекту с соответствующими обоснованиями принимаются до 5 мая 2020 г.:

1. по почте по адресу: 220004, г.Минск, пр-т Победителей, 23, кор. 2, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь , управление охраны и государственной экспертизы условий труда

2. по электронной почте: [email protected] (с пометкой «управление охраны и государственной экспертизы условий труда»)

3. по системе межведомственного документооборота (СМДО): Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, управление охраны и государственной экспертизы условий труда.

Мы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook .Присоединяйтесь!

Link to post
Share on other sites

Приветствую, коллеги!

 

Новая инструкция по контролю тоже меня заинтересовала, подготовил и здесь свои замечания и предложения, которые выслали в Минтруда для улучшения 🙂

Предлагаю ознакомиться как с самим проектом, так и с идеями по нему:

 

 

ЗАО "БелНовация"

 

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь,

управление охраны и государственной экспертизы условий труда

 

 

О проекте постановления «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления

контроля за соблюдением работниками требований по

охране труда в организации и структурных подразделениях»

 

 

ЗАО «БелНовация» направляет вам свои замечания и предложения по проекту постановления «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях» с соответствующими обоснованиями по отдельным элементам и пунктам Инструкции о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях (далее – Инструкция).

 

Изложить название Инструкции как «Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда», так как:

-    понятие «структурные подразделения» входит в понятие «организация» (организация состоит из структурных подразделений и отдельных работников);

-    слова «в организации» сами по себе лишние, ограничивающие область применения Инструкции при буквальном её восприятии (например, руководитель подразделения обязан проводить контроль подчинённых внутри организации, а при совместном выезде с подчинёнными в командировку уже получается, что не обязан, находясь вне организации).

 

Убрать термин «контроль в организации и структурных подразделениях» и его определение, так как понятие «контроль» определяется через понятие «контроль», а также не понятно, какие ещё существуют формы контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками. К тому же, и так понятна цель контроля по охране труда, исходя из самого определения «охрана труда».

 

Изложить часть третью пункта 3 Инструкции в следующей редакции:

«обеспечение соблюдения требований по охране труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;»,

так как требования по охране труда обеспечивает не «контроль», а «организация».

 

Привести Инструкцию в соответствие с другими проектами постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (например, по разработке и принятию работодателями инструкций по охране труда) в части единообразия формулировок согласно нижеследующему.

Изложить часть вторую пункта 5 Инструкции в следующей редакции:

«нанимателем (руководителем организации или его заместителем, ответственным за организацию охраны труда в организации) (далее – руководителем организации или его заместителем);».

Изложить часть четвёртую пункта 5 Инструкции в следующей редакции:

«работниками службы охраны труда (специалистом по охране труда) в соответствии со своими полномочиями, установленными статьей 21 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и настоящей Инструкцией, или уполномоченным нанимателем должностным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда, в порядке, установленном в системе управления охраной труда и настоящей Инструкцией;».

Данные замечания и предложения аналогичны для других пунктов Инструкции.

 

В пункте 9 Инструкции унифицировать порядок осуществления контроля работниками службой охраны труда (специалистом по охране труда), так как предлагаемое участие этих работников (специалиста) в ежемесячном и ежеквартальном контроле совместно с должностными лицами, а затем ещё самостоятельно не реже одного раза в месяц превратят контроль этими работниками (специалистом) в формальность, с дублированием выявленных нарушений.

Предлагаем следующие альтернативные варианты по данной ситуации:

1)  убрать из ежемесячного и ежеквартального контроля работников службы охраны труда (специалиста по охране труда) и юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, в том числе чтобы должностные лица несли персональную ответственность за осуществление контроля, а также дополнив часть четвёртую пункта 9 словами «либо юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда»;

2)  исключить часть четвёртую пункта 9.

Вариант 1) видится предпочтительнее.

 

Работник службы охраны труда (специалист по охране труда) или юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, и уполномоченное нанимателем должностное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда, не обязаны устранять нарушения требований по охране труда, касающиеся должностных лиц  – это задача самих должностных лиц.

Поэтому предлагаем нижеследующее.

Изложить часть вторую пункта 13 Инструкции в следующей редакции:

«О нарушениях требований по охране труда, создающих угрозу жизни или здоровью работников и окружающих, а также нарушениях, которые не могут быть ими устранены, сообщается руководителю организации или его заместителю для принятия необходимых мер, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности.».

Исключить часть третью пункта 13 Инструкции.

Изложить часть четвёртую пункта 13 Инструкции в следующей редакции (без указания кем будут устраняться нарушения, так как тот же руководитель организации может дать дополнительные распоряжения для устранения, не устраняя их лично):

«При выявлении нарушений требований по охране труда, создающих угрозу жизни или здоровью работников и окружающих, эксплуатация оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств, зданий, сооружений и иного, выполнение работ (оказание услуг) приостанавливается до устранения этих нарушений.».

 

При возникновении вопросов по изложенным выше замечаниям и предложениям с соответствующими обоснованиями просим обращаться к нашему сотруднику:

начальник отдела охраны труда

Тылиндус Александр Павлович

+375 29 3550967, +375 17 3736050.

 

 

С уважением,

генеральный директор                                            А.А.Здоровикова

Link to post
Share on other sites
03.05.2020 в 00:01, Александр Тылиндус сказал:

Предлагаю ознакомиться как с самим проектом, так и с идеями по нему:

Сам проект очень "сырой", а вот идеи по проекту поддерживаю по всем пунктам кроме одного (часть вторая пункта 13).

Часть вторая пункта 13:

«О нарушениях требований по охране труда, создающих угрозу жизни или здоровью работников и окружающих, а также нарушениях, которые не могут быть ими устранены, сообщается руководителю организации или его заместителю для принятия необходимых мер, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности.»

«Ими» - это должностными лицами, ответственными за осуществление контроля? Сам выявил нарушения и сам должен устранить?

Мастер (непосредственный руководитель работников), при осуществлении ежедневного контроля, об обнаружении нарушений, указанных в части второй пункта 13, сообщает руководителю организации или его заместителю?

Непосредственный руководитель «очень быстро» и «доходчиво» объяснит мастеру, что такое субординация.

Каждый документ, исходящий из структурного подразделения должен быть согласован (устно или письменно) с руководителем данного подразделения. Структура управления предприятия может быть довольно сложная: мастер -> начальник участка -> начальник цеха -> начальник производства -> главный инженер -> директор (еще у всех могут быть заместители), в этом случае, согласования одного документа будет достаточно, чтобы отбить желание это повторить.

Выявленные нарушения по охране труда должны быть устранены в установленный срок, а создающие угрозу жизни или здоровью работников и окружающих – немедленно. Для чего сообщать руководителю организации или его заместителю обо всех выявленных нарушениях, которые не устранены во время осуществления контроля (его засыплют бумагами)?

Предлагаю часть вторую пункта 13 изложить в следующей редакции:

«О нарушениях требований по охране труда, создающих угрозу жизни или здоровью работников и окружающих, которые не могут быть устранены во время осуществления контроля, сообщается непосредственному руководителю для принятия необходимых мер, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности.»

 

После ознакомления с проектом появилось много вопросов (просто мысли в слух и желание услышать мнение специалиста):

Часть вторая пункта 9:

«ежедневно на рабочих местах непосредственными руководителями работников, занятыми на этих рабочих местах, должностными лицами, ответственными за организацию охраны труда и осуществление контроля при выполнении отдельных видов работ (далее – ежедневный контроль);»

Ежедневный контроль осуществляется непосредственными руководителями работников при выполнении этими работниками всех видов работ, в том числе работ с повышенной опасностью, выполняемых без оформления наряда-допуска.

Выполнение, каких отдельных видов работ требует отдельного осуществления ежедневного контроля?

В какое время должен осуществляться ежедневный контроль и оформляться его результаты (в начале смены, в середине смены, в конце смены или постоянно в течение всей смены)? Если постоянно в течение всей смены, то в какой период смены отсутствие записи об осуществлении ежедневного контроля будет являться нарушением?

 

Часть пятая пункта 9:

«ежеквартально в организации руководителем организации или его заместителем, в соответствии с утвержденным им графиком с участием должностных лиц, ответственных за осуществление контроля, работников службы охраны труда (специалиста по охране труда или специалиста, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) …»

Получается, что ежеквартальный контроль осуществляет директор (его заместитель), начальник цеха и инженер по охране труда? По факту контроль будет осуществлять только инженер по охране труда т.к. начальник цеха сам на себя нарушения выявлять не будет, а директор (его заместитель)…

Считаю, что ежеквартальный контроль следует проводить с участием главных специалистов (главный инженер, главный механик, главный энергетик, главный технолог и т.д.) и специалистов по направлениям (строительство, экология и т.д.).

 

Пункт 17:

«Эксплуатация оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг), которые были приостановлены в связи с угрозой жизни или здоровью работников и окружающих могут быть возобновлены после выполнения соответствующих требований по устранению нарушений, изложенных в предписании, с разрешения работника службы охраны труда (специалиста по охране труда) либо руководителя организации или его заместителя в установленном в организации порядке.»

Должностное лицо, которому выдано предписание, несет персональную ответственность за выполнение в установленные сроки требований по устранению нарушений, изложенных в предписании, о чем должен письменно сообщить лицу выдавшему предписание. При выполнении соответствующих требований, разрешение на возобновление эксплуатации оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнения работ (оказание услуг) не требуется.

 

Пункт 20:

«Результаты ежедневного и ежемесячного контроля заносятся в журнал контроля за соблюдением требований по охране труда (далее – журнал контроля), в котором должны быть отмечены:

мероприятия по устранению нарушений требований по охране труда, срок их выполнения, фамилия, инициалы и должность служащего лица, ответственного за выполнение этих мероприятий;

…»

При оформлении результатов ежедневного контроля, какое должностное лицо мастер должен указать ответственным за устранение нарушений, если мастеру подчиняются только рабочие?

 

Пункт 23:

«Результаты осуществления контроля в организации и структурных подразделениях по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев, рассматриваются в организации (структурных подразделениях) на совещании (собрании), заседании комиссии по охране труда (при ее создании) с участием руководителя организации или его заместителя, главных специалистов организации, руководителей структурных подразделений, работников службы охраны труда (специалиста по охране труда или специалиста, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда)…».

Из этого следует, что главные специалисты участвуют в рассмотрении результатов контроля, но в осуществлении самого контроля не участвуют (часть пятая пункта 9).

Рассмотрение результатов осуществления контроля в структурных подразделениях проводится на собрании с участием работников всех смен, т.е. на стыке смен (что маловероятно по продолжительности, т.к. обычно рассматриваются и другие вопросы) или с каждой сменой отдельно.

Согласно части второй пункта 24 «Решения оформляются протоколом, который подписывается руководителем организации или его заместителем…».

Риторический вопрос: примут ли участие в собраниях структурных подразделений руководитель организации или его заместитель, а также главные специалисты организации?

 

Link to post
Share on other sites
1 час назад, DSA сказал:

Непосредственный руководитель «очень быстро» и «доходчиво» объяснит мастеру, что такое субординация.

 

Согласен, я даже вначале примерно так и написал в рекомендациях, чтобы соблюдать иерархию 😁

Потом подумал, если что-то серьёзное, то пока ты дойдёшь до своих начальников, то может уйти уйма времени, а директор потом с тебя спросит, чего не доложил. Кстати, в действующей инструкции также идёт речь про руководство организации.

Но в целом, я тоже за субординацию.

Link to post
Share on other sites
16 часов назад, Александр Тылиндус сказал:

Потом подумал, если что-то серьёзное, то пока ты дойдёшь до своих начальников, то может уйти уйма времени, а директор потом с тебя спросит, чего не доложил.

 

Директор спросит с руководителя структурного подразделения, а если ему не сообщили, то так "поставлена служба" и все равно отвечать будет руководитель структурного подразделения, он конечно потом "отблагодарит" мастера, но это будет потом. 

Директор, получив сообщение от мастера, за уточнениями и дополнительной информацией будет обращаться к руководителю структурного подразделения ... круг замкнулся (все равно отвечать будет руководитель структурного подразделения, а мастер получит "по шее").

 

Существуют неписанные правила, одним работникам об этом рассказывают коллеги, другим непосредственный руководитель, а некоторые постигают их на собственных ошибках. 

Надеюсь дожить до тех времен, когда  НПА будут разрабатывать специалисты с опытом работы на предприятии не менее 10 лет и имеющие опыт работы непосредственно на производстве. Тогда не будет проектов НПА разработанных по принципу "на, удавись" (извините за мой французский).

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...