Jump to content
Форум инженеров по охране труда Беларуси
Охрана труда.by

Форум инженеров по охране труда в Беларуси

Search In
  • More options...
Find results that contain...
Find results in...

В Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» внесены изменения и дополнения


Recommended Posts

Коллеги, а что вы думаете по этому поводу? Новость конечно, не очень свежая, но всегда актуальная....

 

Подборку аналитики по данному вопросу выкладываю прямо здесь:

 

 

15 июля 2015 года Александр Лукашенко подписал Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

 

Конкретизирована сфера действия Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц». Так, теперь его действие не будет распространяться на обращения, которые вытекают из отношений между работником и нанимателем.

 

Изменены подходы к исчислению сроков при рассмотрении обращений. В частности, течение сроков будет начинаться не со дня регистрации обращения, а со дня, следующего за ним. Кроме того, пятидневный срок, в течение которого организации должны принять решение по поступившим к ним обращениям, не относящимся к их компетенции, будет исчисляться в рабочих днях.

 

В документе закреплены права организаций и индивидуальных предпринимателей, рассматривающих обращения, дополнен перечень оснований для отказа гражданам  в личном приеме. Так, к этим основаниям отнесены обращение в неустановленные дни и часы, а также по вопросам, не относящимся к компетенции организации.

Кроме того, уточнен порядок рассмотрения электронных обращений. Например, закреплена обязанность представителей заявителей прилагать копии документов, подтверждающих их полномочия.

 

Предусмотрена возможность прекращения переписки с заявителями, направляющими повторные обращения в одну и ту же организацию, к компетенции которой их рассмотрение по существу не относится.

Закон уточняет расходы, которые могут быть взысканы с заявителей в случае систематического направления необоснованных обращений. К ним отнесены суммы, подлежащие выплате экспертам, почтовые расходы и расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения.

 

Новый нормативный акт вступит в силу через 6 месяцев после его официального опубликования: с 23 января 2016 г.

 

Скачать последнюю версию Закона можно тут

Link to comment
Share on other sites

Профессиональным жалобщикам придется платить за то, что на их «кляузы» отвечают
 

Чиновники, в свою очередь, утверждают, что во многих инстанциях и госучреждениях обращения порой едва успевают рассматривать, так много их приходит. Причем частенько от одного и того же человека и не по делу.

 

На днях президент подписал закон о внесении изменений и дополнений в закон «Об обращениях граждан и юридических лиц». И в нем появился любопытный пунктик, который касается «профессиональных жалобщиков». Теперь, если выяснится, что необоснованные жалобы слишком часто приходят от одного и того же человека, его попросят оплатить работу экспертов, все почтовые расходы, а также расходы, которые связаны с выездом на место рассмотрения обращения.

 

- Чтобы назвать жалобу человека необоснованной, нужно знать все нюансы. Вынести человеку такое обвинение - большая ответственность. Сейчас я просто не готова сказать, по каким именно критериям мы будем определять ту самую «необоснованность». Думаю, в ближайшее время мы обсудим все нюансы нового закона и уже тогда приступим к действию, - пояснила начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Мингорисполкома Татьяна Селивоник.
 
Что еще изменилось в законе «Об обращении граждан и юрлиц»?

 

  1. Теперь действие закона не будет распространяться на обращения из сферы «работник-наниматель».
  2. Раньше срок рассмотрения обращений исчислялся со дня регистрации этого обращения, а теперь будет считаться со следующего дня после его регистрации.
  3. Пятидневный срок, за время которого организация должна принять решение по обращению, которое не относится к ее компетенции, будет исчисляться в рабочих днях.
  4. Организациям и предпринимателям разрешили отказать в личном приеме, если человек пришел на него в неустановленный день и время, и если вопрос, с которым он обратился, не относится к компетенции организации.
  5. Представители заявителя теперь обязаны прилагать копии документов, которые подтверждают их полномочия.
  6. Организации, которым уже не в первый раз приходит обращение, суть которого не относится к ее компетенции, может прекратить переписку с заявителем.
Link to comment
Share on other sites

За последние годы в Беларуси создана фундаментальная законодательная база, определяющая систему работы с обращениями граждан и юридических лиц и упрощающая взаимоотношения людей с представителями госорганов. Все это подтверждает то большое значение, которое придается в нашей стране защите интересов отдельной личности.

Правоприменительная практика и изменяющиеся реалии показывают новые направления для совершенствования отдельных норм законодательства. 30 июня 2015 года Советом Республики одобрен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Документ уточняет отдельные понятия, конкретизирует сроки, дополняет условия прекращения переписки с заявителем и так далее. Подробнее о новациях в законодательстве – в нашем интервью с Председателем Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по Законодательству и государственному строительству Лилией Мороз.

Link to comment
Share on other sites

– Какие нововведения предусматривает законопроект?

 

– В первую очередь уточнена сфера действия Закона. Для чего это сделано? Например, сейчас законодательством о труде предусматриваются различные случаи обращения работника к нанимателю, однако процедура их рассмотрения детальной регламентации не получила. Вместе с тем существующий на практике порядок их рассмотрения (необходимость предварительного сбора виз, возможность в отдельных случаях подачи только письменного заявления, отсутствие четко установленных требований к содержанию обращений и др.) не соответствует установленной модели рассмотрения обращений. Для того чтобы исключить возникающие на практике спорные ситуации, устанавливается, что действие Закона не распространяется на обращения работника к нанимателю. 

Link to comment
Share on other sites

– В новом документе детализированы формулировки отдельных понятий. Расскажите более подробно, какие именно?

 

– Возьмем, к примеру, повторное обращение. По прежним нормам повторным признавалось обращение независимо от срока, прошедшего со дня подачи предыдущего. На практике это зачастую приводит к определенным сложностям, вызванным, например, ограниченными сроками хранения обращений в госорганах и организациях. Кроме того, неясно было, можно ли признавать обращение повторным, если оно переадресовано из одной организации в другую, что имеет важное практическое значение, поскольку связано с возможностью прекращения переписки с заявителем. Новый законопроект предлагает признавать повторным обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию (в том числе направленное из других организаций) в течение трех лет со дня поступления, если на первоначальное обращение заявителю был направлен ответ или уведомление.

 

Со вступлением в действие обновленного Закона появится возможность прекратить переписку с заявителями, направляющими повторные обращения в одну и ту же организацию, к компетенции которой не относится рассмотрение таких обращений по существу. Из статьи 15 Закона исключено указание на необходимость рассмотрения обращения по существу как обязательное условие прекращения переписки с заявителем, направляющим повторное обращение.

 

Уточнены и признаки анонимного обращения. Такими будут признаваться не только обращения, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения, но и обращения, в которых указанные данные не соответствуют действительности.

Link to comment
Share on other sites

– Коснулись ли изменения сроков рассмотрения обращений?

 

– Да, такие изменения есть. В настоящее время Закон предусматривает необходимость совершения в отношении поступающих обращений целого ряда действий в достаточно короткие сроки. Например, организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение пяти дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют об этом заявителей.

 

Либо в тот же срок в установленном порядке оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов. Письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, не позднее пяти дней возвращаются заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений. Проблемы здесь возникают при изменении режима работы, например, на праздники.

 

В  связи с этим законопроектом предлагается исчислять подобные сроки не в календарных, а в рабочих днях. Кроме того, сейчас Законом установлено, что течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается со дня регистрации обращения в организации, внесения замечаний или предложений в книгу замечаний и предложений и исчисляется в месяцах или календарных днях.

 

Сроки приведены в соответствие с гражданским, гражданско-процессуальным законодательством, и определено, что их течение начинается со дня, следующего за днем регистрации обращения. Аналогичный принцип установлен для исчисления сроков рассмотрения обращений, направленных в организации для рассмотрения в соответствии с их компетенцией.

Link to comment
Share on other sites

– До сих пор гражданам, их представителям и представителям юридических лиц не могло быть отказано в личном приеме. Практика показывает, что этим нередко злоупотребляли, и даже появился неофициальный термин «штатные посетители». Не секрет, что они отнимали немало времени, придя не с вопросом по существу, а восполнить дефицит общения.

 

– Да, такие ситуации возникали почти везде. В связи с этим законопроектом определено, что должностные лица организаций, проводящие личный прием, а также работники организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, могут отказать в приеме и в записи на него. В документе содержится перечень обстоятельств, при которых отказ правомерен. Это позволит упростить процедуру организации и проведения личного приема.

Link to comment
Share on other sites

15 июля 2015 года президент подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», который был опубликован 22 июля 2015 года. Несмотря на то, что документ вступит в силу через полгода после официального опубликования, в обществе уже циркулирует масса слухов и спекуляций на эту тему. Изменения в закон комментирует Зелёному порталу Сергей Магонов, юрист товарищества «Зелёная сеть».

В целом, ничего страшного изменения в закон не привносят. Изменения носят скорее конструктивный характер, и их принятие обусловлено сложившейся практикой применения.[/size]
Условно все изменения можно разделить на три части:

  • Уточнения и исправления. Например, слово «решены» заменить словом «рассмотрены». А наиболее значимым является изменение исчисления сроков рассмотрения обращения: начинает течь со дня, следующего за днём регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.
  • Коллективные обращения. Теперь ответ направляется тому, кому указана «просьба направить ответ», либо лицу, первому в списке.
  • Взыскание расходов с настойчивых жалобщиков. То есть организации, индивидуальные предприниматели имеют право обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов.

Под такими расходами законодатель понимает: суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы, затраты, связанные с выездом на место рассмотрения обращения, и другие издержки, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения. Порядок расчета расходов устанавливается Советом министров Республики Беларусь.

 

Такие изменения вызвали наибольшее негодование общественности и опасения, что наступил закат эпохи гласности и свободного общения с госорганами. Ведь именно туда адресовано подавляющее большинство неоднократных обращений.

 

Однако далеко не по каждому обращению можно будет требовать возмещения понесенных расходов.

 

Это должно быть обращение:

  • систематическое (три и более раза в год);
  • необоснованное;
  • направляемое одним и тем же заявителем одному и тому же адресату,
  • либо обращение содержит заведомо ложные сведения.

Если с систематичностью законодатель худо-бедно прояснил ситуацию, но не уточнил, как исчисляется год — с 1 января или со дня первого обращения, то понятие необоснованности осталось не раскрытым совсем. Можно предположить, что необоснованным будет обращение, на которое уже получен отрицательный ответ. Например, гражданин Х пишет: «Перенесите Беларусскую АЭС в Шкловский район». Ему отвечают: «Увы, не перенесём». А он спустя пару месяцев опять: «Перенесите же!» И так минимум три раза в год.

 

Под понятием «заведомо» понимается признак, указывающий, что лицу, совершающему действие, известны юридически значимые обстоятельства. Например, заведомо ложным будет сообщение в ЖЭС о том, что соседи держат в квартире незарегистрированного крокодила, хотя заявитель точно знает, что у соседей только кошка. И то, если ЖЭСу пришлось привлечь стороннего специалиста, чтобы отличить кошку от крокодила.

 

Есть надежда, что новые нормы заставят общественность более ответственно подходить к подготовке и направлению обращений, не рассылая спам в десяток адресов с абстрактными требованиями. Но даже если писать активно, вероятность нарваться на иск о взыскании стоимости конверта с маркой очень невысока — это надо три раза в течение года написать откровенную чушь.

Для экологических активистов такие изменения в законодательстве практически никаких последствий не принесут.

А вот что касается запросов о получении экологической информации, в юриспруденции нет единой позиции об их правовой природе.

 

Есть практика, когда обладателей информации привлекали к ответственности за нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, — за отсутствие ответа в месячный срок. В то же время запрос экологической информации и её предоставление регулируется Законом «Об охране окружающей среды», который устанавливает совсем другие сроки её предоставления — 10 рабочих дней либо отказа — 5 рабочих дней. Что касается основания получения экологической информации, то заявитель не обязан пояснять причины его заинтересованности. У него также есть возможность обжаловать отказ непосредственно в суде (минуя обжалование в вышестоящем органе).

 

Такое заявление должно содержать:

  • сведения об обладателе экологической информации (наименование государственного органа или иной государственной организации, другого юридического лица, фамилия, имя, отчество должностного лица или индивидуального предпринимателя);
  • сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и место жительства гражданина, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его регистрационный номер и наименование регистрирующего органа, наименование и место нахождения юридического лица);
  • описание запрашиваемой экологической информации, позволяющее определить её объём и состав.

Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» также указывает, что сфера его действия не распространяется на обращения, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения. Поэтому, обращаясь за экологической информацией, правильным было бы подавать заявление, соответствующее требованиям закона «Об охране окружающей среды» (см. выше). А также указывать, что информация запрашивается в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды». Это лишает возможности требовать привлечения виновного к административной ответственности, если запрос будет проигнорирован, но позволяет требовать ответа в более короткие сроки и обращаться за защитой своих прав непосредственно в суд.

 

При подготовке иного рода обращений (жалоб, петиций) необходимо больше внимания уделять содержанию текста, чтобы на поставленные вопросы можно было ответить либо получить аргументированный отказ, который также можно было бы обжаловать. Залогом исчерпывающего ответа служит правильно поставленный вопрос, и об этом необходимо помнить.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...