Перейти к содержанию
Форум инженеров по охране труда Беларуси
Охрана труда.by

Форум инженеров по охране труда в Беларуси

Планируются изменения 175 Постановления О порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда


Рекомендуемые сообщения

Готовятся изменения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175»

1. Цель и правовые основания подготовки постановления.

Проект постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175» (далее – проект) подготовлен в целях выполнения пункта 9 плана мероприятий по приведению актов законодательства в соответствие с Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании», утвержденного Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь И.В.Петришенко от 3 марта 2022 г.  № 05/209-124/85, а также с учетом изменений, произошедших в законодательстве о труде и об охране труда, и правоприменительной практики по вопросам обучения, проведения стажировки, инструктажа, и проверки знаний по вопросам охраны труда.

Проектом вносятся изменения в Инструкцию о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (далее – Инструкция), форму личной карточки по охране труда, установленную приложением 4 к этому постановлению, и типовой перечень работ с повышенной опасностью, установленный приложением 7 к этому постановлению.

2. Обоснованность выбора вида нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 4 статьи 33 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах»  (далее – Закон об НПА) внесение изменений в нормативный правовой акт осуществляется принявшим (издавшим) его нормотворческим органом путем принятия (издания) нормативного правового акта того же вида, что и этот акт, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь, данным Законом и иными законодательными актами.

С учетом изложенного, на основании абзаца седьмого части второй статьи 9 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда», подпункта 6.713 пункта 6 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589, обусловлен выбор вида нормативного правового акта.

3. Предмет правового регулирования структурных элементов постановления, изменяющих существующее правовое регулирование соответствующих общественных отношений, информация об изменении концептуальных положений законодательства, институтов отрасли (отраслей) законодательства и правовых последствиях такого изменения.

Проектом форма личной карточки по охране труда (приложение 4 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 «О порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» (далее – постановление) с учетом пункта 48 Инструкции дополняется сведениями о прохождении проверки знаний по вопросам охраны труда.

В типовом перечне работ с повышенной опасностью (приложение 7 к постановлению) актуализированы наименования работ с учетом терминологии, применяемой в Правилах по охране труда в сельском и рыбном хозяйствах, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 5 мая 2022 г. №  29/44 (пункты 36, 62 и 66), Правилах по охране труда при ведении лесного хозяйства, обработке древесины и производстве изделий из дерева, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 30 марта 2020 г. № 32/5 (пункты 36 и 45), Типовой инструкции по охране труда при работе с ручным электромеханическим инструментом, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь от 14 ноября 2017 г. № 70/44 (пункт 13), а также общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденном постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85 (пункт 33 и 45).

Пункты 10-14 Инструкции приводятся в соответствие с нормами Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г.            № 243-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании») с учетом наименования образовательных программ дополнительного образования взрослых (образовательной программы курсов целевого назначения), научно-методического обеспечения образования.

В пункте 26 Инструкции с учетом возникающих у юридических лиц вопросов в связи изменениями в законодательстве о труде и об охране труда установлены нормы прямого действия, согласно которым:

первичный инструктаж на рабочем месте и повторный инструктаж (далее – первичный и повторный инструктаж) по решению нанимателя могут не проводиться с лицами, которые используют по назначению офисное оборудование;

работники, выполняющие дистанционную работу, проходят первичный инструктаж на рабочем месте и повторный инструктаж в случае, если это предусмотрено трудовым договором.

Такие нормы обоснованы следующим.

В настоящее время пунктом 26 Инструкции предусмотрено право руководителя организации освободить от первичного и повторного инструктажа отдельных лиц, которые не заняты на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью).

Учитывая часть вторую статьи 26 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», согласно которой работодатели разрабатывают и принимают  инструкции по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ, к таким лицам не относятся работники, работающие по профессиям рабочих. Вопрос освобождения от прохождения названных видов инструктажа может касаться только должностных лиц.

Использование по назначению офисного оборудования не предполагает выполнение работ с повышенной опасностью.

Для решения вопроса о целесообразности проведения первичного и повторного инструктажа с должностными лицами, использующими в работе офисное оборудование, необходимо исходить из их должностных обязанностей, учитывать характер и режим их работы, организацию рабочих мест.

 

Цитата

 

Справочно:

Согласно пункту 12 Типовой инструкции по охране труда при использовании в работе офисного оборудования, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 апреля 2021 г. № 25, работающий вправе периодически прерывать работу за экраном видеомонитора на регламентированные перерывы, в случае их установления, для обеспечения работоспособности и сохранения здоровья, или заменять другой работой с целью сокращения рабочей нагрузки у экрана.

 

 

Таким образом, в случае, если характер выполняемой работы не предполагает установления регламентированных перерывов, а также отсутствуют превышения предельно-допустимых уровней вредных и (или) опасных производственных факторов, руководителем организации может быть принято решение об освобождении данной категории работников от первичного и повторного инструктажа.

Статьей 3071 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) определено, что дистанционной работой считается работа, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем информационно-коммуникационных технологий.

Следовательно, особенностью данной формы трудовых отношений является то, что наниматель не оборудует работнику рабочее место, к примеру, непосредственно в офисе или другом помещении.

Согласно статье 3073 ТК в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работника, выполняющего дистанционную работу, наниматель обязан ознакомить его с требованиями по охране труда при работе с оборудованием и средствами, предоставленными или рекомендованными им.

Иные обязанности нанимателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда могут предусматриваться трудовым договором.

Учитывая изложенное, поскольку наниматель не оборудует работнику рабочее место, он не обязан проводить с работником первичный на рабочем месте и повторный инструктаж, за исключением случая, если проведение этих видов инструктажа предусмотрено трудовым договором.

 

Цитата

Справочно: На основании абзаца второго части первой пункта 16 Инструкции, при приеме на работу в организацию должен проводиться вводный инструктаж. Исключений в отношении работников, выполняющих дистанционную работу, данная норма не содержит. Учитывая изложенное, в случае, если наниматель предоставляет (рекомендует) оборудование и средства для выполнения дистанционной работы, он обязан ознакомить работника с требованиями по охране труда, которые ему следует соблюдать при работе с этим оборудованием (средствами), при проведении вводного инструктажа.

 

Пункт 39 Инструкции с учетом практики применения этого нормативного правового акта дополнен нормой прямого действия, предусматривающей право нанимателя продлить при необходимости стажировку по вопросам охраны труда (далее – стажировка).

В пункте 47 Инструкции исключены слова «первичной и» в целях исключения ограничения действий нанимателя в связи с необходимостью уведомления им работников о прохождении первичной проверки знаний по вопросам охраны труда (далее – первичная проверка знаний) не позднее 15 календарных дней до ее проведения.

Это ограничение обусловлено тем, что работающие по профессии рабочих, принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью, опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более одного года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки и последующей первичной проверки знаний (пункт 36 Инструкции).

Исходя из пункта 39 Инструкции, руководитель организации определяет продолжительность стажировки в зависимости от квалификации рабочих и видов выполняемых ими работ не менее двух рабочих дней (смен).

При этом действующая норма пункта 47 Инструкции обязывает нанимателя уведомлять работников о дате, времени и месте проведения первичной проверки знаний не позднее чем за 15 календарных дней.

В пункте 57 Инструкции уточняется, что прохождение руководителями и специалистами внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда при принятии нормативных правовых актов, соблюдение которых входит в должностные обязанности руководителей и специалистов, требуется только в случае, если их принятие влечет изменение подходов в реализации этих обязанностей.

Зачастую изменения в актах законодательства носят редакционный характер. Целесообразность проведения внеочередной проверки знаний данных актов законодательства не усматривается.

Уточнение нормы, позволит снизить нагрузку на нанимателей по организации проведения такого вида проверки знаний.

Иные изменения, вносимые в Инструкцию, носят редакционный характер.

4. Результаты анализа:

4.1. актов законодательства, относящихся к предмету правового регулирования проекта, и практики их применения

В результате анализа законодательства Республики Беларусь, относящегося к предмету правового регулирования проекта, противоречий нормативным правовым актам не выявлено. Проект соответствует законодательству Республики Беларусь.

4.2. актов законодательства иностранных государств, относящихся к предмету правового регулирования проекта, и практики их применения – нет.

4.3. международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, относящихся к предмету правового регулирования проекта, и практики их применения нет.

4.4. на предмет соответствия проекта международным договорам и иным международно-правовым актам, относящимся
к соответствующей сфере правового регулирования

ввиду отсутствия таковых договоров и актов, анализ не проводился.

5. Информация, отражаемая в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь». 

проект не затрагивает международные договоры Республики Беларусь.

6. Результаты научных исследований в области права, публикации в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, обращения граждан и юридических лиц, относящиеся к предмету правового регулирования проекта:

отсутствуют.

7. Всесторонний и объективный прогноз предполагаемых последствий принятия (издания) нормативного правового акта, в том числе соответствие проекта социально-экономическим потребностям и возможностям общества и государства, целям устойчивого развития, а также результаты оценки регулирующего воздействия

Принятие проекта постановления не повлечет негативных социальных, финансово-экономических и экологических последствий, а также не повлечет изменения величины доходов, расходов республиканского бюджета, в том числе средств по источникам  финансирования дефицита республиканского бюджета в текущем финансовом году и среднесрочной перспективе.

8. Информация о результатах публичного обсуждения проекта и рассмотрения поступивших при этом замечаний и (или) предложений.

Публичное обсуждение проекта постановления не проводилось.

9. Краткое содержание изменений, подлежащих внесению в нормативные правовые акты, проектов, подлежащих подготовке, а также перечень нормативных правовых актов (их структурных элементов), подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием (изданием) нормативного правового акта.

В связи с принятием проекта не потребуется внесение изменений в нормативные правовые акты, подготовка проектов, а также признание утратившими силу нормативных правовых актов (их структурных элементов).

Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь                                                      И.Г.Старовойтов

 

 

Проект Постановления Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175

 

На основании абзаца седьмого части второй статьи 9 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда», подпункта 6.713 пункта 6 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. В постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 «О порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда»:

1.1. приложение 4 к этому постановлению изложить новой редакции (прилагается);

1.2. в приложении 7 к этому постановлению:

пункт 13 после слова «электрических» дополнить словом «(электромеханических)»;

пункт 33 изложить в следующей редакции:

«33. Производство резиновых и пластмассовых изделий.»;

пункт 36 изложить в следующей редакции:

«36. Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, сельскохозяйственных машин, малых сельскохозяйственных машин и самоходных лесохозяйственных машин (тракторов).»;

в пункте 45 первое предложение исключить;

пункт 62 изложить в следующей редакции:

«62. Обслуживание отдельных видов животных (крупного рогатого скота (быков, коров), свиней, лошадей, собак, работа с дикими животными.»;

пункт 66 изложить в следующей редакции:

«66. Работы, выполняемые на воде и над водой, на переправах (ледовых, паромных, лодочных), эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт маломерных судов.»;

1.3. в Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной этим постановлением:

пункт 10 после слова «курсов» дополнить словами «, курсах целевого назначения»;

в пункте 12 слова «образовательных программ» заменить словами «образовательной программы»;

пункт 13 после слова «дисциплины» дополнить словами «(учебного предмета)»;

пункт 14 изложить в следующей редакции:

«14. При обучении по профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, учебная дисциплина (учебный предмет) «Охрана труда» преподается в объеме не менее 60 часов при реализации образовательных программ профессионально-технического образования и не менее 20 часов при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки рабочих (служащих).»;

пункт 26 изложить в следующей редакции:

«26. Первичный инструктаж на рабочем месте и повторный инструктаж по решению нанимателя могут не проводиться с лицами, которые используют по назначению офисное оборудование*, не заняты на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью).»;

Перечень должностей служащих, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа, составляется службой охраны труда (специалистом по охране труда либо уполномоченным должностным лицом нанимателя, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда) с участием профессиональных союзов, при их наличии, и утверждается руководителем организации.

Работники, выполняющие дистанционную работу, проходят первичный инструктаж на рабочем месте и повторный инструктаж в случае, если это предусмотрено трудовым договором.

__________________

*Для целей настоящей Инструкции под офисным оборудованием понимаются персональные электронные вычислительные машины, копировально-множительная техника, сканирующие устройства, которые, анализируя какой-либо объект (изображение, текст), создают цифровую копию изображения объекта.»;

в пункте 27 слова «тяжелым последствиям» заменить «происшествиям»;

в пункте 39:

слова «квалификации рабочих» заменить «квалификации работников»;

дополнить пункт частью второй следующего содержания:

«По решению нанимателя стажировка может быть продлена.»;

в пункте 46 слово «трудовые» исключить;

в пункте 47 слова «первичной и» исключить;

в пункте 54 слова «подлежат повторной проверке знаний по вопросам охраны труда» заменить словами «проходят названные виды проверки знаний по вопросам охраны труда повторно.»;

абзац третий пункта 57 после слова «специалистов» дополнить словами «и влечет изменение подходов к реализации этих обязанностей».

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г.

 

Министр                                                                          И.А.Костевич

 

 

Приложение 4

                                                                            к постановлению

                                                                            Министерства труда и

                                                                            социальной защиты

                                                                            Республики Беларусь

                                                                            28.11.2008 № 175

                                                                            (в редакции постановления

                                                                            Министерства  труда и   

                                                                            социальной защиты

                                                                            Республики Беларусь  

                                                                            __________ № _____)

                                                                                                                               

                                                                                                              Форма

________________________________________________________________

                                 (наименование организации)

ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА

по охране труда

1. Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) _________

____________________________________________________________

2. Год рождения ______________________________________________

3. Должность служащего (профессия рабочего) ______________________

4. Отдельный вид работ (услуг)____________________________________

5. Наименование структурного подразделения организации ___________

6. Табельный № _______________________________________________

7. Дата поступления в структурное подразделение организации _________

8. Вводный инструктаж по охране труда провел______________________           

                                                                                   (должность служащего, _____________________________________________________________    фамилия, инициалы) (подпись, дата)

9. Вводный инструктаж по охране труда прошел______________________________________________________

                  (подпись лица, прошедшего вводный инструктаж по охране труда, дата)

10. Отметка о прохождении инструктажа по охране труда:

 

 

Дата проведения инструктажа по охране труда

Вид инструктажа по охране труда

Причина проведения внепланового либо целевого  инструктажа по охране труда

Название инструкций по охране труда, по которым проведен инструктаж по охране труда  или их номера (название программы первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте)

Фамилия, инициалы, должностного лица, проводившего инструктаж по охране труда

1

2

3

4

5

         

Подпись

Количество рабочих дней (смен), в течение которых проводилась стажировка по вопросам охраны труда, даты ее начала и окончания

(с __ по __)

Стажировку по вопросам охраны труда прошел (подпись лица, прошедшего стажировку по вопросам охраны труда)

должностного лица, проводившего инструктаж по охране труда

работающего, прошедшего инструктаж по охране труда

6

7

8

9

       

11. Сведения о прохождении проверки знаний по вопросам охраны труда:

Номер и дата протокола проверки знаний по вопросам охраны труда

Должность служащего (профессия рабочего, вид работы)

Вид проверки знаний по вопросам охраны труда

 
 

1

2

3

 
       

2125 обоснование.docx 2125 проект Постановления 175.docx

Мы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook .Присоединяйтесь!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.