Перейти к содержанию
Форум инженеров по охране труда Беларуси
Охрана труда.by

Форум инженеров по охране труда в Беларуси

Разрабатывается проект Правил пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий, сооружений и территорий


Рекомендуемые сообщения

Научно-исследовательским институтом пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций» МЧС Республики Беларусь в целях реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республики Беларусь» и техническим заданием на разработку «Правил пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий, сооружений и территорий» утвержденного Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору, проводится подготовка первой редакции проекта Правил.

 

Проектом первой редакции Правил структурированы в общий документ 4 общих и 33 отраслевых ППБ Республики Беларусь.

 

Замечания и предложения по проекту Правил предлагается направлять в адрес НИИ ПБ и ЧС МЧС Республики Беларусь

(ул.Солтыса, 183а, 220046, г.Минск-46, тел. (0-17) 246-43-99, факс (0-17) 246-57-31, E-mail: niipb@anitex.by) либо через форму на сайте МЧС "Предложения в ТНПА".

 

 

 

ВНИМАНИЕ:

 

В проект не включены требования для организаций гражданской и государственной авиации, на судах внутреннего водного транспорта, на железнодорожном транспорте, в лесах:

 


     
  • - «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для организаций гражданской и государственной авиации.
  • ППБ 2.30-2006»;
  • - «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь
  • на судах внутреннего водного транспорта. ППБ 2.34-2007»
  • - «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь
  • на железнодорожном транспорте ППБ 2.10-2001»
  • - «Правила пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь. ППБ 2.38-2010».

 

 

Проект «Правил пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий, сооружений и территорий»:

Правила пожарной безопасности Республики Беларусь при эксплуатации объектов, зданий, сооружений и территорий. ППБ 01–2012(проект).pdf

Мы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook .Присоединяйтесь!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Работа - по новым правилам!

Наталия ДРОБЫШ

 

Сегодня специалисты по пожарной безопасности, надзорные органы, проектировщики и эксплуатирующие организации в ожидании - в Беларуси разрабатывается уникальный документ, объединяющий десятки действующих ППБ. Многие эксперты уже назвали этот проект эволюционным шагом в области нормирования и стандартизации.

 

Из-за масштабности задачи разработка единых Правил пожарной безопасности ведется уже несколько лет. И вот, в начале сентября нынешнего года на базе НИИ ПБ и ЧС МЧС состоялся завершающий пятидневный Круглый стол, на который собрались сотни ведущих экспертов со всей страны с целью корректировки Проекта ППБ 01-2012 “Правила пожарной безопасности Республики Беларуси при эксплуатации объектов, зданий, сооружений и территорий”.

 

О необходимости разработки единых ППБ, реализуемой политике в области обеспечения пожарной безопасности, готовящихся изменениях и дополнениях рассказывает начальник управления надзора и профилактики Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Владимир РАФАЛЬСКИЙ:

 

- МЧС Республики Беларусь во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, общественностью, в рамках реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 “О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь”, мероприятий Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010-2012 годы, либерализации условий хозяйственной деятельности, осуществляется разработка проекта Правил пожарной безопасности, в которых систематизированы требования действующих технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации (отраслевые и общие правила пожарной безопасности) с последующей их отменой при введении в действие единых правил. Разработка единых правил позволит обеспечить внедрение гибких и адресных подходов к обеспечению пожарной безопасности объектов и защите людей; с учетом международного опыта переработать, оптимизировать и ввести в действие новые нормы, отвечающие современным требованиям. Одна из основных задач - обеспечить однозначное трактование терминов и требований, используемых в тексте единых правил, а также исключить дублирование нормативных документов и их множественности по одному и тому же вопросу, что облегчит и упростит их применение. Для координации вопросов по разработке данного проекта результаты проводимой работы размещаются на сайте МЧС Республики Беларусь и доступны для каждого гражданина нашей страны.

 

Более подробно о Проекте мы попросили рассказать его непосредственного разработчика, начальника отдела нормирования и стандартизации НИИ ПБ и ЧС Дмитрия НЕВДАХА:

 

- Актуальность разработки единых Правил пожарной безопасности Республики Беларусь обусловлена необходимостью создания эффективных механизмов государственного регулирования в области обеспечения пожарной безопасности.

Избыточные, устаревшие нормы - сдерживающий фактор на пути внедрения современных технологий, и, как следствие, препятствие инновационному развитию. Дублирование и противоречия в различных документах создают предпосылки для невыполнения отдельных положений.

Основой разработки является комплексность положений, что позволяет внедрить подходы, основанные, в первую очередь, на ответственности руководства и персонала объекта за его функционирование.

С учетом результатов работы Круглого стола определена окончательная структура Правил пожарной безопасности Республики Беларусь. В документе выделены общая и особенная части. В Общую часть вошли разделы:

- Общие положения;

- Общие требования к обеспечению пожарной безопасности;

- Общие требования к эксплуатации инженерного оборудования, Общие требования к содержанию технических и первичных средств противопожарной защиты;

- Организация проведения работ повышенной опасности.

В Особенной части содержатся требования пожарной безопасности к объектам: для проживания людей, медицинского назначения, торговли, отраслей промышленности и так далее. Следует отметить, что 29.08.2012 в Национальном реестре правовых актов зарегистрировано постановление МЧС от 06.02.2012 № 12, которым утверждена Инструкция о порядке функционирования системы противопожарного нормирования и стандартизации.

В соответствии с указанной инструкцией все ТНПА системы противопожарного нормирования и стандартизации должны соответствовать следующим условиям:

- противопожарные требования касаются только указанного в документе объекта стандартизации. Так как Правила устанавливают общие требования пожарной безопасности при эксплуатации объектов на всей территории Республики Беларусь, все остальные вопросы, касающиеся процессов проектирования, строительства из документа исключены. Требования изложены из предпосылок, что объект построен с учетом всех строительных норм Беларуси и от руководства объекта требуется только обеспечить соблюдение должного противопожарного режима, направленного, в первую очередь, на исключение факторов, способных привести к пожару;

- не содержать противопожарных требований к объекту нормирования (стандартизации), уже отраженных в других ТНПА, и не содержать противоречий с противопожарными требованиями других ТНПА. Таким образом, из Правил исключены все ссылочные нормы, что подразумевает необходимость выполнения на объекте всех обязательных требований, содержащихся в иных документах с учетом их области применения;

- в них используются только стандартизированные термины и их определения. Из Правил исключены термины с соответствующими определениями, содержащиеся в действующих стандартах; оставлены только те, которые направлены на однозначное понимание положений документа: объект, технологический процесс, основные пожарно-технические показатели здания (помещения, наружной установки), массовые мероприятия и т.д.;

- противопожарные требования лаконичны и точны. Исключены способы соблюдения требований, а также положения, не являющиеся требованиями. Руководитель объекта вправе самостоятельно определить, как на его объекте должны соблюдаться эти требования. Проведенная систематизация позволила уменьшить объем документа более чем в два раза.

 

О Круглом столе и своих впечатлениях рассказывает Руслан ДАВИДОВСКИЙ, заместитель начальника Центра охраны труда и промышленной безопасности Республиканского института высшей школы:

 

- Сегодня мы обсуждаем Проект ППБ 01.2012 “Правила пожарной безопасности Республики Беларусь при эксплуатации объектов, зданий, сооружений и территорий”. Некоторые госорганы уже согласовали документ, тем не менее, он требует детальной доработки и корректировки.

Разработка Проекта - непростая задача. Первые Правила пожарной безопасности в Республике Беларусь появились в 1992 году - они регламентировали порядок проведения огневых работ. Правила для объектов появились еще позже, в 1994-м, и касались пожарной безопасности объектов промышленности. В 1999 году появились первые специализированные Правила, а в 2002-м разработали большой блок ППБ для общественных зданий, торговли, жилого фонда… Спустя десятилетие, в 2009-м, выпустили Правила для газоперерабатывающей промышленности и сельхозпредприятий - это были уже последние специализированные документы.

На данный момент мы имеем 44 документа, регламентирующих правила пожарной безопасности.

- О каких важных изменениях уже можно говорить?

- Отмечу некоторые из изменений, предусмотренных в Проекте. Во-первых, приняли решение о необходимости разработки паспортов пожарной безопасности только для объектов, подлежащих лицензированию. Ожидаются изменения и в плане обучения правилам пожарной безопасности. Из единых Правил исключены многие требования, касающиеся проектирования, и это тоже важный момент, так как некоторые существующие положения просто не реализуемы при эксплуатации объектов. Устранили ряд противоречий.

 

Что же касается преимуществ единых ППБ, то, во-первых, ответственное за пожарную безопасность лицо на предприятии уже будет изучать меньшее количество документов. Упрощается работа и для надзорных органов. Сегодня инспектор проверяет объекты классов пожарной безопасности от Ф1 до Ф5 и разобраться во всех тонкостях при таком количестве ППБ действительно сложно…

Во-вторых, будет исключена возможность применения ППБ, не относящихся к данному объекту. Сегодня еще бывают случаи, когда промышленный объект проверяют по ППБ для общественных зданий. Имеет место и дублирование требований по знакам пожарной безопасности, планам эвакуации...

С принятием единых ППБ подобная путаница будет исключена, а все требования - взаимоувязаны.

 

- На ваш взгляд, потребуются ли к Единым правилам ППБ комментарии, разъяснения…

 

- Думаю, да. В документе содержится ряд новых требований. Так что будет не лишним, например, на страницах журнала “Служба спасения 01” разъяснять читателям, как руководствоваться данным документом.

 

О разработке единых Правил пожарной безопасности и своих ожиданиях рассказал еще один участник Круглого стола - подполковник внутренней службы заместитель начальника по профилактике ПАСО-1 ОАО “Нафтан” Максим СОРИН. Он представляет отрасль нефтепереработки - одну из наиболее опасных в плане обеспечения пожарной безопасности:

 

- Считаю, что данное мероприятие и детальное изучение мнения всех заинтересованных с внесением корректировок и дополнений в Проект - грамотный подход при разработке такого глобального документа. Стратегически важно совместить опыт теоретиков и практиков. Именно такой подход обеспечивает возможность четко все откорректировать - от общих положений до конкретных решений. Это и есть задача, над которой работают участники мероприятия - сами видите, сколько споров и дискуссий вызывает практически каждый пункт Проекта…

А в идеале документ должен получиться жизнеспособным и удобным как для надзорных органов, так и для предприятий и организаций.

Сегодня действует большое количество нормативных документов, определяющих безопасную эксплуатацию объектов. И порой руководители этих самых объектов не совсем понимают, что от них требуется. Многие документы (особенно требования, введенные в практику в 1992 году), потеряли свою актуальность. Сейчас, когда все требования будут собраны в единый документ, работать станет проще, как и обеспечивать выполнение всех необходимых требований.

 

Высказать свое мнение о разработанном Проекте единых ППБ мы попросили и проектировщиков. Сегодня их представляет главный инженер проекта ЗАО “Ровалэнтспецмонтаж” Евгений Аброськин:

- В той редакции, в которой Проект рассматривался на круглом столе, не учтены некоторые моменты - надеюсь, что работа над этим продолжается.

Рассмотрим вопросы по пожарной автоматике. Например, п. 3178: “Дымовые извещатели не должны загромождаться элементами отделки, оборудованием, стеллажами…” Получается, что дымовые нельзя, а тепловые - можно?

Далее. Рассмотрим требования п. 3181: “Высота установки ручных пожарных извещателей … не должна превышать 1,5 м от уровня пола или земли”. Открываем ТКП “Пожарная автоматика зданий и сооружений” и видим четко прописанный норматив по установке ручных пожарных извещателей: “Ручной пожарный извещатель следует устанавливать … на высоте 1.4 м плюс минус 0,2 м.” Что за несоответствие? А ведь это правила, и их надо соблюдать. Это то, за что на эксплуатирующую и обслуживающую организации налагаются штрафные санкции.

Далее. Рассмотрим требования п. 3191: “В лечебных и детских дошкольных учреждениях, а также в спальных корпусах школ-интернатов должен оповещаться только обслуживающий персонал”. Но есть ТКП по эвакуации, в котором прописаны требования по установке звуковых и речевых оповещателей. И если мы имеем дело с речевой СО, то оповещатели необходимо устанавливать во всех помещениях с круглосуточным, постоянным и временным пребыванием людей. То есть практически везде, вплоть до санузлов и лестничных клеток. Здесь же подразумевается лишь группа помещений…

Далее обратимся к содержанию п. 3193: “Количество звуковых оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах пребывания людей в здании (сооружении)”. Я уже говорил о том, как расставляются оповещатели. Почему мы не можем написать просто: “В соответствии с требованиями ТКП”…

Перейдем к п. 3196: “Пульт управления системами оповещения и эвакуации людей должен быть оборудован связью с инженерными службами, администрацией объекта и пожарным постом”. По сути, все пультовое оборудование пожарной автоматики, в том числе и приборы управления системами оповещения, в основной своей массе устанавливаются на пожарном посту либо в помещении дежурного персонала. Так какую связь необходимо обеспечить? И как этот пульт связать с администрацией? Если здесь нужна телефонная связь между объектами, тогда так и напишите…

Почему мы разрабатываем документ, содержание которого вступает в противоречие с другими? Думаю, что задача как раз в обратном - упорядочить существующее.

 

- А что вы в принципе ожидаете от принятия данного документа?

 

- Для меня, как для проектировщика, было бы оптимально, чтобы в некоем едином документе были собраны все требования по системам пожарной автоматики. У Департамента охраны, например, есть ряд руководящих документов - порядка 12-ти, в которых четко прописаны все требования. Поэтому, проектируя охранную сигнализацию, я руководствуюсь только этими РД. Конечно, придерживаюсь при этом требований ПУЭ, учитываю категорию помещений… Но всех этих документов не так много. Так почему бы не создать что-то подобное и в сфере пожарной безопасности?

А в принципе, сложность наших нормативных документов в том, что уже спустя полгода после выхода в них вносится масса изменений и дополнений. Поэтому нужно более тщательно прорабатывать документы еще на стадии проектов, чтобы потом мы не сталкивались с тем, что имеем сегодня.

 

Свое мнение о Проекте ППБ высказал и один из его разработчиков, директор Научно-производственного республиканского унитарного предприятия “Безопасность чрезвычайных ситуаций” МЧС Республики Беларусь Анатолий Гурьев. В прошлом Анатолий Семенович - заместитель начальника Главного управления военизированной пожарной службы по Государственному пожарному надзору (с 1988 по 1999 годы):

 

- В Беларуси существует система противопожарного нормирования и стандартизации. Условно она состоит из нескольких блоков. Первый - это так называемое нормы, ТКП сегодня и СНИПы ранее. Этот блок распространяется на проектирование и строительство новых, а также реконструкцию и модернизацию существующих зданий и сооружений. Второй блок требований по пожарной безопасности - это правила поведения при эксплуатации зданий и помещений. Он устанавливает требования, которые нужно выполнять, чтобы не допустить пожары либо принять меры для предотвращения их распространения в случае возникновения. Следующий блок, который начал работать при принятии Закона о пожарной безопасности, это требования к устройству изделий в аппаратах, агрегатах по пожаробезопасному их исполнению. Есть еще одна часть, которая не входит в систему противопожарного нормирования и стандартизации и не подлежит согласованию с МЧС. Это требования к технологическому процессу, которые хоть и косвенно, но все же затрагивают тему пожарной безопасности.

Разрабатываемый сегодня Проект единых ППБ затрагивает второй блок.

За 60 лет в Беларуси накопилось много правил и требований. Более-менее активно нормирование стало развиваться в послевоенные годы, начиная где-то с 1950-х. Каждые пять лет, согласно нормативным требованиям, СНИПы пересматривались и актуализировались. Вместе с тем бывало и так, что отдельные документы не претерпевали изменений на протяжении 15-20 лет - в этом не было необходимости. В то время все нормы писались по принципу “цель оправдывает средства”. То есть безопасность была обеспечена с многократным, иногда 10-кратным запасом прочности. А это уже экономика, деньги из нашего кармана…

Пожары происходят из-за действий или бездействия людей. Поэтому Министром по чрезвычайным ситуациям Республики Беларуси Владимиром Ващенко поставлена четкая задача: все ненужное, наносное, экономически не оправданное убрать, остальное - систематизировать, и не потерять при этом всего рационального. Усилить составляющую, связанную с поведением человека, его обучением, с повышением ответственности за неисполнение. А ведь для этого больших денег не надо.

В принципе, разработка подобного документа - своеобразная эволюция, и с ходу написать идеальный документ вряд ли получится. Однако выполнить задачу - переработать массу документов, появившуюся за последние 60-70 лет, систематизировать, оптимизировать, взаимоувязать - придется. Хотя, по-хорошему, надо бы работать со всеми четырьмя блоками.

 

Источник

Мы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook .Присоединяйтесь!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.