Jump to content
Форум инженеров по охране труда Беларуси
Охрана труда.by

Форум инженеров по охране труда в Беларуси

Search In
  • More options...
Find results that contain...
Find results in...

Может ли инспектор по ПБ обязать установить АПС


Recommended Posts

Всем здравствуйте! Скажите пожалуйста - может ли инспектор МЧС по итогам плановой проверки обязать организацию установить пожарную автоматику?

Link to comment
Share on other sites

На основании правил пожарной безопасности Республики Беларусь для промышленных предприятий. ППБ РБ 1.01-94"

п 6.21 Производственные и административно-бытовые здания должны быть оборудованы системами оповещения людей о пожаре.

Получается может :)

Link to comment
Share on other sites

Однозначно может. Это нарушение требований правил пожарной безопасности.

Вот здесьотражены права органов государственного пожарного надзора

 

В соответствии со статьей 17 Закона о пожарной безопасности руководители и другие должностные лица организации независимо от форм собственности:

- обеспечивают пожарную безопасность и противопожарный режим в соответствующих организациях;

....

- обеспечивают своевременное выполнение противопожарных мероприятий по предписаниям, заключениям и предупреждениям органов государственного пожарного надзора;

 

Однако при аренде зданий или сооружений при заключения договора необходимо разграничить и отразить в договоре аренды ответственность за обеспечение пожарной безопасности зданий, сооружений, помещений между арендатором и арендодателем.

 

Посмотрите, если в договоре этот вопрос не оговорен, ответственность возлагается на арендодателя в части оснащения объекта аренды (зданий, сооружений, помещений) средствами противопожарной защиты, обеспечения его эвакуационными путями и противопожарной устойчивости, а на арендатора — в части соблюдения противопожарного режима (п.1.7 ППБ РБ 1.01-94).

Мы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook .Присоединяйтесь!

Link to comment
Share on other sites

Основные требования по необходимости оснащения зданий, сооружений, помещений и оборудования системами пожарной

сигнализации и установками пожаротушения и соблюдается при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений, помещений и оборудования устанавливаются НПБ 15-2007 «Область применения автоматических систем пожарной сигнализации и установок пожаротушения»

 

Предлагаю Вашему вниманию

 

Разъяснения НПБ 15-2007 «Область применения автоматических систем пожарной сигнализации и установок пожаротушения»

 

Научно-исследовательским институтом пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС Республики Беларусь разработаны и утверждены Приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 10 декабря 2007 г. № 167 «Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь. Область применения автоматических систем пожарной сигнализации и установок пожаротушения. НПБ 15-2007».

 

Нормы согласованы Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь письмом от 20.09.2007 г. №

06-2-05/3741.

До введения в действие данного нормативного документа в Республике Беларусь действовали требования «Норм пожарной безопасности Республики Беларусь. Область применения автоматических систем пожарной сигнализации и установок пожаротушения. НПБ 15-2004».

Нормы разрабатывались с учетом замечаний, получен ных от органов и подразделений по ЧС, проектных и производственных организаций, имеющих опыт работы в области проектирования, монтажа и изготовления установок пожарной автоматики, а также на основании изучения, анализа и обобщения действующих нормативных документов, исследования факторов и условий, определяющих правомерность и достаточность применения оценочных критериев, проведения анализа статистических данных и описаний пожаров, затрагивающих исследуемую проблему, с целью установления сопоставимости и целесообразности применения установок пожарной автоматики с учетом экономических факторов, тактико-технических характеристик, эффективности извещения и пожаротушения в зависимости от их типа для разного рода производств, технологических процессов, функционального назначения зданий и сооружений.

 

Необходимость разработки документа обусловлена несколькими факторами:


     
  • – требования, предъявляемые к области применения СПС и АУП, ранее были изложены в большом количестве нормативных документов различного типа (отраслевые, ведомственные нормы, правила эксплуатации зданий и сооружений различного назначения), что создавало дополнительные проблемы при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов;
  • – противоречивость требований нормативных документов;
  • – применение при нормировании требований различных оценочных критериев для сходных технологий и производств;
  • – здания, помещения и производственные участки были категорированы по министерствам, что в настоящее время неактуально из-за наличия множества объектов, не имеющих ведомственной принадлежности.
  • Приведенные причины не позволяли осуществить объективную оценку критериев и показателей, определяющих область применения СПС и АУП, допускали различное толкование требований, предъявляемых к аналогичным объ ектам.
  • При определении области применения СПС и АУП в действовавших нормативных документах использовалось более
  • 30 критериев и показателей, которые условно можно разделить на группы, учитывающие:
  • – наличие и пожаровзрывоопасные характеристики горючей среды;
  • – инженерно-технические решения по защите производственных процессов, зданий и сооружений, инженерных систем и т.д.;
  • – объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений.

 

Для разработки НПБ число оценочных критериев значительно снижено, а именно учитываются: функциональное назначение зданий и помещений, этажность зданий, площадь и объем помещений, их категория, степень огнестойкости зданий, пожарная опасность хранимого сырья, веществ и материалов.

 

Создание НПБ позволило:

1. Унифицировать перечень зданий, помещений и сооружений, подлежащих оборудованию СПС и АУП на основе критериев, имеющих одну логическую основу.

2. Перейти к гибкой системе выбора установок пожарной

автоматики.

3. Исключить противоречия и дублирование требований.

4. Разработать унифицированный документ для всех объектов, независимо от функционального назначения, форм собственности и ведомственной принадлежности.

Нормы взаимоувязаны с основными действующими нормативными документами в этой области.

 

Требования Норм следует соблюдать при проектировании, строительстве, реконструкции и модернизации предприятий, зданий, сооружений и помещений.

Вместе с тем существует ряд вопросов по применению требований Норм, требующих дополнительных разъяснений.

Так, наряду с Нормами действует ряд ведомственных документов, отражающих специфические требования к объектам различного функционального назначения. При этом следует учитывать, что требования НПБ 15-2007 являются основополагающими при определении способа защиты объекта установками пожарной автоматики. В соответствии с требованиями п. 13 здания, сооружения и помещения, не указанные в НПБ 15-2007, оборудуются установками пожарной автоматики в соответствии с требованиями отраслевых (ведомственных) нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

 

Часто возникают спорные моменты по выбору типов огнетушащих веществ, пожарных извещателей и другого оборудования установок пожарной автоматики. Вместе с тем на основании требований п. 5 Норм тип установок пожаротушения, способ тушения, вид огнетушащих веществ, тип оборудования системы пожарной сигнализации определяется организацией-проектировщиком в зависимости от техноло гических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и сооружений. Аналогичное требование было учтено и ранее действовавшими нормативными документами, например, СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений», однако зачастую оно игнорируется.

 

В пункте 6 указан уточненный перечень помещений, не подлежащих обязательной защите установками пожарной автоматики (помещения с мокрыми процессами, категорий В4 и Д, склады грубых кормов и т.д.). Вместе с тем это требование не запрещает в отдельных случаях оборудовать подобные объекты системами пожарной сигнализации и установками пожаротушения.

 

Следует также учитывать, что к помещениям с мокрыми процессами относятся такие, в которых технологический процесс осуществляется с применением (обращением) воды или ее негорючих растворов, и при этом отсутствует возможность возникновения и развития пожара.

Кроме того, помещения категории Г2 по взрывопожарной и пожарной опасности не подлежат обязательной защите системами пожарной сигнализации и установками пожаротушения (подобные помещения не указаны в таблице 1).

 

Нормы определяют новые требования к помещениям, не подлежащим оборудованию установками пожаротушения. Например, газонаполненное оборудование автоматически тушить неэффективно, а в ряде случаев и опасно (в связи с возможностью возникновения взрывов).

Помещения хранения сахара и сахарной пудры экономически нецелесообразно оборудовать установками пожаротушения автоматически.

Наряду со стационарными установками в Республике Беларусь широко применяются модульные установки пожаротушения, позволяющие создавать противопожарные системы, не зависимые от внешних источников энергопитания и водоснабжения, что в некоторых случаях делает их единственно возможным средством борьбы с пожаром на его начальной стадии с минимальными риском и потерями.

Возможность и особенности применения подобных установок пожаротушения определены требованиями СНБ

2.02.05-04 «Пожарная автоматика».

 

Пункт 7.3 позволяет не защищать централизованными установками пожаротушения помещения, оборудованные локальными установками при отсутствии в помещении горючих материалов.

 

Установками локального пожаротушения по объему или площади считаются установки объемного или поверхностного пожаротушения, воздействующие на часть объема или площади помещения. Технологические процессы на стадии производства и хранения материалов постоянно совершенствуются, оборудование занимает минимальные площади при больших объемах помещений. В таких случаях при постоянном размещении пожарной нагрузки и дорогостоящего оборудования применение установок локального пожаротушения с использованием различных видов огнетушащих веществ (порошковые составы, аэрозоль и другие) экономически обосновано.

 

В соответствии с требованиями п. 10 НПБ 15-2007 в многофункциональных комплексах следует предусматривать адресные системы пожарной сигнализации.

При рассмотрении вопроса об отнесении здания к много функциональным комплексам следует различать эксплуа тационное назначение здания и его класс функциональной пожарной опасности. Положениями СНБ 2.02.01-98

«Пожарно-техническая классификация зданий, строительных конструкций и материалов» не предусмотрено отнесе ние здания одновременно к двум или более классам функциональной пожарной опасности, при этом здание может включать помещения различного эксплуатационного назначения.

 

В соответствии с НПБ 15-2007 к многофункциональным комплексам относятся объекты недвижимой собственности с двумя и более эксплуатационными назначениями.

Учитывая изложенное, если сопутствующие (производственные, торговые, складские и др.) помещения обеспечивают выполнение объектом его основного эксплуатационного назначения (например, магазины с наличием складских помещений, школы и детские сады с актовыми залами, столовыми и др.), здание не относится к многофункциональным комплексам.

 

Пункт 10 Норм определяет перечень объектов, подлежащих защите адресными системами пожарной сигнализации. В соответствии с требованиями НПБ 37-

2002 «Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний» адресная система пожарной сигнализации – совокупность технических средств пожарной сигнализации, предназначенных (в случае возникновения пожара) для автоматического или ручного включения сигнала «Пожар» на адресном приемно-контрольном приборе при помощи автоматических или ручных адресных пожарных извещателей защищаемых помещений.

Вместе с тем в ряде случаев экономически и технически нецелесообразно проектировать адресные извещатели в защищаемых помещениях (например, здания с наличием малого количества помещений большой площади). Требования действовавших ранее «Норм пожарной безопасности Республики Беларусь. Область применения автоматических систем пожарной сигнализации и установок пожаротушения. НПБ 15-2004» (примечание 2) допускали при технико-экономическом обосновании использование в отдельных помещениях безадресных пожарных извещателей при следующих условиях: включение безадресных пожарных извещателей в адресный модуль, шлейф пожарной сигнализации с безадресными пожарными извещателями защищает не более одного помещения.

 

С учетом этого примечания за истекший период был сертифицирован ряд адресных систем пожарной сигнализации, технически позволяющих использовать в своем составе безадресные пожарные извещатели.

Учитывая изложенное, допускается проектирование (при технико-экономическом обосновании) адресных систем пожарной сигнализации (с использованием безадресных пожарных извещателей), сертифицированных до введения в действие НПБ 15-2007.

 

В соответствии с требованиями того же п. 10 промышленные предприятия общей площадью территории более 5 га с числом отдельно стоящих зданий и сооружений классов пожарной опасности Ф5.1, Ф5.2 и Ф5.4, подлежащих защите СПС, 10 и более, оборудуются адресной системой пожарной сигнализации.

При этом зоны предприятий с различным функциональным назначением следует рассматривать как отдельные объекты нормирования с соответствующим расчетом количества зданий по каждой зоне.

 

Пункты 1.1. и 6.10 таблицы 1 допускают не оборудовать установками пожарной автоматики производственные и складские помещения, расположенные в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна и муки. В то же время указанное требование не распространяется на процессы, связанные с дальнейшим производством продукции из зерна и муки (спиртцехи, хлебозаводы, цехи производства макаронных изделий и т.д.), поэтому перечисленные помещения оборудуются установками пожарной автоматики в зависимости от их площади.

 

Оборудование автоматическими системами пожарной сигнализации и установками пожаротушения складских зда ний и помещений позволяет обнаружить и потушить пожар в начальной стадии его возникновения (в данных зданиях значительную часть времени отсутствует персонал, вместе с

тем горючая нагрузка, как правило, очень большая).

 

Раздел 6 Норм определяет вид защиты складских зданий и помещений в зависимости от категории по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с требованиями НПБ 5-2005 «Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности». Кроме того, складские помещения с наличием наиболее опасных веществ и материалов (фосфора, химикатов, синтетических изделий, товаров в аэрозольной упаковке и т.д.) защищаются установками пожарной автоматики в зависимости от площади. Следует учитывать, что требования раздела 6 распространяются как на отдельно стоящие складские здания, так и на складские помещения, размещаемые в наземных, цокольных и подвальных этажах зданий.

Согласно требованиям п. 8.1.14 НПБ, помещения для размещения электронно-вычислительных машин, работающих в системах управления сложными технологическими процессами, нарушение которых влияет на безопасность людей, оборудуются установками пожаротушения независимо от показателей.

Принадлежность помещений к указанным в данном пункте определяется организацией-проектировщиком по согласованию с заказчиком.

 

Пункт 8.1.26 определяет необходимость оборудования системами пожарной сигнализации зданий и помещений, в том числе встроенных и пристроенных, общественного назначения. Требования указного пункта не распространяются на административно-бытовые здания предприятий (п. 9.7 регламентирует наличие систем пожарной сигнализации в зависимости от этажности: отдельно стоящие административно-бытовые здания промышленных предприятий с числом этажей менее четырех не подлежат обязательной защите системами пожарной сигнализации).

 

В соответствии с требованиями п. 10 НПБ 15-2007 в многофункциональных комплексах следует предусматривать адресные системы пожарной сигнализации.

При проектировании складских и производственных зда ний, определении необходимости и вида установок пожарной автоматики следует учитывать требования указанных НПБ 5-2005.

 

Так, допускается относить к категории В4 помещения, в которых находятся:


     
  • – горючие и трудногорючие жидкости с температурой вспышки 120 °С и выше в системах смазки, охлаждения и гидропривода оборудования массой менее 60 кг на единицу оборудования при давлении в системе менее
  • 0,2 МПа;
  • – твердые трудногорючие вещества и материалы, строительные материалы группы горючести Г1 в качестве временной пожарной нагрузки;
  • – электрические кабели для запитки технологического и инженерного оборудования, приборов освещения (за исключением маслонаполненных);
  • – горючие газы (при условии, что помещения, в которых они имеются в наличии или обращаются, не относятся к категории А);
  • – негорючие грузы в горючей упаковке (для складских помещений).

 

Соответственно, подобные помещения не подлежат обязательной защите установками пожарной автоматики.

Согласно требованиям п. 8.1.14 НПБ, помещения для размещения электронно-вычислительных машин, работающих в системах управления сложными технологическими процессами, нарушение которых влияет на безопасность людей, оборудуются установками пожаротушения независимо от показателей.

 

Принадлежность помещений к указанным в данном пункте определяется организацией-проектировщиком по согласованию с Заказчиком.

Следует подчеркнуть, что общественные здания высотой 17 этажей и более в соответствии с п. 8.1.24 оборудуются как системами автоматической пожарной сигнализации, так и установками пожаротушения.

 

Жилые комнаты жилых зданий необходимо оборудовать автономными пожарными извещателями. Аналогичное требование указано в СНБ «Жилые здания», и опыт применения таких устройств показывает их эффективность при обнаружении загорания на ранней стадии. Автономный пожарный извещатель – пожарный извещатель, реагирующий на определенный уровень концентрации аэрозольных продуктов горения веществ и материалов, в корпусе которого конструктивно объединены автономный источник питания и все компоненты, необходимые для обнаружения пожара и непосредственного оповещения о нем. Насыщенность квартир и жилых домов горючими предметами, синтетическими изделиями и разнообразной бытовой техникой, с одной стороны, увеличивает потенциальную возможность возникновения пожаров в жилых домах, а с другой – делает даже самый незначительный пожар опасным для жизни и здоровья людей из-за выделения ядовитых газов при горе нии синтетических материалов.

 

В Нормах отдельные от жилых зданий требования указаны для общежитий. Это связано как с конструктивными решениями таких зданий, так и с возможным применением целого ряда электроприборов, значительно увеличивающих вероятность возникновения пожаров. Статистика пожаров красноречиво говорит о необходимости защиты жилых комнат общежитий как автоматическими системами пожарной сигнализации, так и автономными пожарными извещателями.

 

Область применения автономных пожарных извещателей в НПБ 15-2007 несколько изменена. Так, перечень зданий, в которых необходима установка таких извещателей дополнен временными общежитиями, вагонами общежитий для строительно-монтажных, буровых, геологоразведочных бригад, используемых для отдыха работников (так называемыми «бытовками»). Вместе с тем если ранее автономными пожарными извещателями необходимо было защищать киоски и павильоны (аналогично требованиям НПБ 3-97), то требования НПБ 15-2007 в этой части распространяются только на павильоны и регламентируют наличие системы автоматической пожарной сигнализации. Это связано в первую очередь со значительно более широкой

областью применения таких зданий, особенно на рынках,

в магазинах, крупных торговых центрах. Фельдшерскоакушерские пункты площадью до 100 м2 также оборудуются автономными пожарными извещателями.

Следует отметить, что в НПБ 15-2007 дополнен перечень зданий, подлежащих обязательному оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и установками пожаротушения. Это лечебно-профилактические учреждения, за исключением фельдшерско-акушерских пунктов, предприятия общественного питания, вокзалы, физкультурно-оздоровительные комплексы, бани, конторы, учреждения органов управления, редакционно-издательские организации, здания банков и сберегательных касс (помещения вычислительных центров, центральных ЭВМ локальных сетей (серверов), коммутационных ЭВМ и аппаратуры криптозащиты, помещения архивов операционных отделов, за исключением случаев использования негорючих сейфов), помещения телевизионных студий телецентров, радиовещательных студий, химчистки, транспортные агентства, юридические консультации, прачечные, ателье, парикмахерские. Вместе с тем в п. 8.1.26 сохранено требование об обязательном оборудовании системами пожарной сигнализации иных зданий и помещений общественного назначения, не указанных в разделе 8 таблицы 1. Подобные здания и помещения предполагают постоянное или временное пребывание людей, наличие существенной пожарной нагрузки, а в ряде случаев и сложной планировки, что требует обеспечить соответствующий уровень противопожарной защиты.

 

Новые требования НПБ 15-2007 обусловлены в том числе введением в действие ряда технических нормативных правовых актов, положения которых взаимосвязаны с применением установок пожарной автоматики на объектах. Это в первую очередь ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования»; ТКП 45-

2.02-34-2006 «Здания и сооружения. Отсеки пожарные. Нормы проектирования»; НПБ 5-2005 «Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности».

Вместе с тем со введением или переработкой каждого ТНПА, положения которого связаны с областью применения установок пожарной автоматики на объектах, возникает необходимость уточнения или переработки некоторых требований НПБ 15-2007. Так, требования нормативных документов, в том числе и ведомственных, в области применения систем пожарной сигнализации и установок пожаротушения в зданиях и сооружениях энергетических объектов и по защите электрооборудования в ряде случаев противоречивы. Существуют проблемные моменты и при прокладке кабелей и проводов за подвесными потолками и под фальшполами, поскольку для определения вида защиты необходимо учитывать объем горючей массы пожарной нагрузки в таких пространствах.

 

Эти и другие вопросы будут учитываться как при техническом редактировании Норм, так и при введении ТНПА, требования которых взаимосвязаны с областью применения систем автоматической пожарной сигнализации и установок пожаротушения.

Мы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook .Присоединяйтесь!

Link to comment
Share on other sites

Обычно ушлые арендодатели включают все выше излженные пункты пункты в договор, или пишут, что арендатор обеспечивает ПБ, и как показывает приктика мало, кто обращает на эти строчки внимание.

Link to comment
Share on other sites

Всем огромное СПАСИБКИ! Я в этом деле новичок и от такого количества информации уже ничегошеньки не соображаю. Может подскажете еще - где посмотреть периодичность замера сопротивления изоляции проводов и кабелей (кажись правильно)

Link to comment
Share on other sites

Есть торговые павильоны, к моему сожалению, таких много!!!, в них установлены ОПС типа Аларм А5. Она работает автономно, т.е. на мчс - не выведена! Но она исправная. 

Ясный-красный, что мы не будем менять пожарку, максимум, можем заказать заключение о работоспособном состоянии.

 

Внимание вопрос: "Как мне её вывести на пульт МЧС"???

Link to comment
Share on other sites

банальный вопрос. а зачем?

Если денег много в организации, то по решению руководства можно все.. Так как именно оно несет ответственность.

Link to comment
Share on other sites

Есть торговые павильоны, к моему сожалению, таких много!!!, в них установлены ОПС типа Аларм А5. Она работает автономно, т.е. на мчс - не выведена! Но она исправная. 

Ясный-красный, что мы не будем менять пожарку, максимум, можем заказать заключение о работоспособном состоянии.

 

Внимание вопрос: "Как мне её вывести на пульт МЧС"???

Если павильоны по площади меньше 100 кв. м. то там пожарная сигнализация не нужна: хватает АПИ с выводом сигнала на фасад здания.

Если площадь павильона 100 кв.м. и более, то монтаж системы передачи извещений на объединенный охранно-пожарный прибор, техническое обслуживание которого проводить не планируется - это пустая трата и времени, и денег. Плюс к этому, возникнут сложности с обоснованием необходимости монтажа системы передачи извещений на МЧС в павильонах.

С трудом также верится и в то, что на объединенный охранно-пожарный прибор Вам кто-то выдаст акт технического освидетельствования, в котором продлит срок эксплуатации прибора на N лет, при условии, что техническое обслуживание этого прибора проводить в дальнейшем никто не собирается.

Не хочется быть дежурной ягодицей - пишите письма руководству с обоснованием необходимости приведения сигналки в работоспособное и исправное состояние, если павильоны Ваши и используются Вами, или вносите изменения в договоры аренды, если павильоны сдаются, и обязывайте арендаторов нести ответственность за наличие и исправность установок пожарной автоматики.

Link to comment
Share on other sites

Если павильоны по площади меньше 100 кв. м. то там пожарная сигнализация не нужна: хватает АПИ с выводом сигнала на фасад здания.

Не нашёл об этом. Где почитать?

что техническое обслуживание этого прибора проводить в дальнейшем никто не собирается.

Планируем получить лицензию на ТО и сами "обслуживать".

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...