Jump to content

Можно ли допустить директора к управлению автомобилем без предрейсового медосмотра?


Recommended Posts

Отличная статья по поводу освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения руководителя.

Можно ли допустить директора к управлению автомобилем без предрейсового медосмотра в зарубежную командировку в Литву?

 

Директор, управляя автомобилем, выполняет функции водителя автомобиля.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны, в частности, организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей принадлежащих им механических транспортных средств (ст. 34 Закона № 313-3).

Фактически данное обследование реализуется по Инструкции о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Минтранса и Минсельхозпрода Республики Беларусь от 09.07.2013 № 25/28 (далее - Инструкция).

 

Инструкция определяет порядок проведения контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (далее - приборный контроль опьянения).
 

Приборный контроль опьянения проводит работник, назначенный руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, вне зависимости от его квалификации с использованием
приборов, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

 

При несогласии водителя с результатами приборного контроля опьянения, а также в иных случаях по решению руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя приборный контроль опьянения может проводиться на основании гражданско- правового договора, заключенного с организацией здравоохранения, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе.
 

В отношении работника, уполномоченного на проведение приборного контроля опьянения, соответствующий приборный контроль опьянения проводится иным работником, назначенным руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, либо на основании гражданско-правового договора, описанного выше.
Приборный контроль опьянения проводят перед началом рабочей смены (рабочего дня) водителей или перед началом осуществления перевозки грузов или пассажиров (в случае выполнения данной перевозки в течение нескольких дней).

 

По решению руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя приборный контроль опьянения может также проводиться во время и после окончания рабочей смены (рабочего дня) водителей.
Водитель после прохождения приборного контроля опьянения вправе ознакомиться с показаниями приборов, экспресс-тестов (тест- полосок, экспресс-пластин), которые ему доводятся работником, уполномоченным на проведение приборного контроля опьянения.

 

* На основании показаний приборов, экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), подтверждающих отсутствие у водителя состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, информацию о допуске к работе водителя вносят в установленном законодательством порядке в путевой лист.

При выявлении в результате приборного контроля опьянения у водителя состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, работник, уполномоченный на проведение приборного контроля опьянения:

  • доводит до сведения руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя информацию о результатах приборного контроля опьянения по форме согласно приложению 1 к Инструкции;
  • регистрирует результаты приборного контроля опьянения ц журнал регистрации водителей, отстраненных от работы, по форме согласно приложению 2 к Инструкции.

Отказ водителя от прохождения приборного контроля опьянения является основанием для отстранения его от работы.
Все вышесказанное относится к ситуации, когда директор едет в командировку на служебном транспорте, причем неважно куда, в Литву или по Беларуси.

Однако на практике может возникнуть вопрос, как быть с личным транспортом, ведь в Законе № 313-3 идет речь о водителях механических транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям?

В этом случае достаточно обратиться к Правилам расследования: расследуются несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, указанными в подп. 2.4 п. 2 Правил расследования (далее - работающие), на личном транспорте, используемом в рабочее время в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работником и организацией, страхователем об использовании личного транспорта работающего в интересах организации, страхователя или по соглашению сторон трудового договора (подп. 3.3 п. 3 Правил расследования).

То есть при наличии указанного договора (соглашения) наниматель имеет право и обязан проводить, а директор обязан проходить приборный контроль опьянения.


При отсутствии такого договора (соглашения) наниматель и директор (как работник) сами определяют необходимость проведения приборного контроля опьянения, равно как и в отношении других paботников.
 

Александр Тылиндус, инженер по охране труда
ЗАО «БелНовация», эксперт-аудитор в области сертификации систем управления охраной труда

 

Охрана труда, экология, промышленная безопасность, разработка и внедрение СУОТ, выполнение функций специалиста по ОТ.
+375 44 559 58 70, http://стб.бел
 

Link to comment
Share on other sites

У меня водители выезжают в командировку в 2-3 часа ночи, чтобы к 8-00 быть в Бресте или Гомеле на тендере. А если он уезжает на несколько дней, то кто его там проверять будет?

Link to comment
Share on other sites

У меня водители выезжают в командировку в 2-3 часа ночи, чтобы к 8-00 быть в Бресте или Гомеле на тендере. А если он уезжает на несколько дней, то кто его там проверять будет?

Едьте вместе с ним)) 

Париж, Вильнюс, Катовица... 

 

А вообще- многие требования исполнимы только в случае, если работник привлекается на условиях сферического Трудового Кодекса в вакууме (8 часов в день/5 дней в неделю) и минимальное отклонение от нормы- все, система не работает: нет гибкости 

Охрана труда, экология, промышленная безопасность, разработка и внедрение СУОТ, выполнение функций специалиста по ОТ.
+375 44 559 58 70, http://стб.бел
 

Link to comment
Share on other sites

Едьте вместе с ним)) 

Париж, Вильнюс, Катовица... 

 

А вообще- многие требования исполнимы только в случае, если работник привлекается на условиях сферического Трудового Кодекса в вакууме (8 часов в день/5 дней в неделю) и минимальное отклонение от нормы- все, система не работает: нет гибкости

От нашего законотворчества в Сирию иногда хочется съехать....

Link to comment
Share on other sites

 ИМХО:  За такого-рода разъяснениями нужно обращаться к органам, разработавшим НПА.....Статьи же - есть личное мнение автора, на что при возникновении спорных вопросов не  сошлешься.....Поэтому, и в  силу того, что от  наших нормотворцев толкового слова не вытянешь - было бы здорово что бы они согласовывали материалы, публикуемые в справочно-информационных системах.....

   Ну а по теме:

   Кто сказал в "Инструкции 25/28"  под водителями механических транспортных средств и  самоходных машин подразумеваются физ.лица, управляющие ими, а не работающие по соответствующим профессиям (водители автомобилей, автобусов, машинисты и т.п.).... :blink:

   И с какой точки зрения рассматривать фразу -  "Директор, управляя автомобилем, выполняет функции водителя автомобиля": совмещение по профессии "водитель автомобиля" или с той,что директор является водителем  из определений в ПДД ???? :blink:
   Использование автомобиля для выполнения своих функций - не есть совмещение по профессии "водитель автомобиля", тогда в свете вышеизложенного "Инструкция 25/28" - может стать вполне исполнима   :rolleyes:
  • Upvote 1

осуществляю функции специалиста по охране труда
+37529 638 35 90; +37529 513 89 96 e-savik@tut.by

Link to comment
Share on other sites

 

 ИМХО:  За такого-рода разъяснениями нужно обращаться к органам, разработавшим НПА.....

И публиковать группу авторов, разработавших тот или иной НПА (ТНПА)... Выходит сначала документ, потом комментарии, методические указания и т.п. и все равно кругом "косяки"...

Link to comment
Share on other sites

Доброго всем времени суток.

 

Из-за этого вопроса пришлось зарегистрироваться на данном форуме, так как толкового разъяснения по этой проблеме мне не дали ни в департаменте охраны труда ни в Министерстве труда и соцзащиты.

 

В нашей компании большая часть сотрудников получает компенсацию топлива путем заключения договоров на использование личного транспорта.

 

При проверке департаментом охраны труда стал вопрос: почему к этим работникам не принимаются меры как к водителям автомобиля, т.е. они все (а это директор, заместители, гл. инженер, инженера, торговые агенты и др.) должны проходить первичный/повторный инструктаж, ежегодную проверку знаний по рабочей специальности (водитель), стажировку на рабочем месте (так как - это работы с повышенной опасностью), + раз в законе написано и мы их якобы привлекаем к работе водителем должны им выдавать сигнальные жилеты, и что еще менее выполнимо в условиях работы по все РБ - обязательно!!! организовать предрейсовое освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного и др. опьянения.

 

Я позвонила в Минтруда на инфолинию и пыталась выяснить как на практике это все можно осуществить - сказали как в законе, так и осуществляйте. Если вдруг будет ДТП с работником, с которым заключен договор на использование личного транспорта, то пострадавшего будут рассматривать не как директора (другое должностое лицо), а как водителя автомобиля. 

 

Помогите разобраться с этим вопросом, так как думаю для многих организаций он является актуальным и как бомба замедленного действия может взорваться в любой момент.

 

Я уже думаю о том, чтобы обратиться в Минтруда с официальным запросом на разъяснение противоречий, но в телефонной консультации работница Минтруда она сказала, что скорее всего ответ будет - следовать НПА.  

Link to comment
Share on other sites

 

 ИМХО:  За такого-рода разъяснениями нужно обращаться к органам, разработавшим НПА.....Статьи же - есть личное мнение автора, на что при возникновении спорных вопросов не  сошлешься.....Поэтому, и в  силу того, что от  наших нормотворцев толкового слова не вытянешь - было бы здорово что бы они согласовывали материалы, публикуемые в справочно-информационных системах.....

   Ну а по теме:

   Кто сказал в "Инструкции 25/28"  под водителями механических транспортных средств и  самоходных машин подразумеваются физ.лица, управляющие ими, а не работающие по соответствующим профессиям (водители автомобилей, автобусов, машинисты и т.п.).... :blink:

   И с какой точки зрения рассматривать фразу -  "Директор, управляя автомобилем, выполняет функции водителя автомобиля": совмещение по профессии "водитель автомобиля" или с той,что директор является водителем  из определений в ПДД ???? :blink:
   Использование автомобиля для выполнения своих функций - не есть совмещение по профессии "водитель автомобиля", тогда в свете вышеизложенного "Инструкция 25/28" - может стать вполне исполнима   :rolleyes:

 

Как убедить контролирующие органы, что компенсация топлива не является привлечением работника к работе в качестве водителя?

Link to comment
Share on other sites

Контролирующие и надзорные органы не поддаются убеждению

Их задача издать Закон, Положение, Инструкцию и далее пассивно следить за ходом событий, т.с. контролировать и осуществлять надзор- практическое применение их опусов это второй вопрос...

Однако в вышеизложенной ситуации они правы, т.к. помимо компенсации топлива, в случае НС с использованием личного авто (который используется по договоренности с нанимателем) будет произведено расседование в соответвии с Правилами и назначены пособия и т.д. в случае утраты трудоспособности, а это деньги Белгосстраха или ФСЗН-а... 

Охрана труда, экология, промышленная безопасность, разработка и внедрение СУОТ, выполнение функций специалиста по ОТ.
+375 44 559 58 70, http://стб.бел
 

Link to comment
Share on other sites

Хорошо, а как практически осуществить приборный контроль у всех сотрудников? И еще один нюанс на который мне в Минтруда не дали однозначного ответа: если с работником по дороге на работу с работы происходит НС - он не относится к категории производственных, а как быть с теми, с кем заключены договора на использование ЛА?

Link to comment
Share on other sites

если ЛА используется по договоренности с нанимателем, то НС подлежит расследованию в соответствии с Правилами.

Насчет контроля всех сотрудников- должны осуществить, а практически как это сделать- головная боль нанимателя.  

Охрана труда, экология, промышленная безопасность, разработка и внедрение СУОТ, выполнение функций специалиста по ОТ.
+375 44 559 58 70, http://стб.бел
 

Link to comment
Share on other sites

Я уже думаю о том, чтобы обратиться в Минтруда с официальным запросом на разъяснение противоречий, но в телефонной консультации работница Минтруда она сказала, что скорее всего ответ будет - следовать НПА.  

    Только так и нужно делать....по телефону можно много-чего наговорить  :)

Однако в вышеизложенной ситуации они правы, т.к. помимо компенсации топлива, в случае НС с использованием личного авто (который используется по договоренности с нанимателем) будет произведено расседование в соответвии с Правилами и назначены пособия и т.д. в случае утраты трудоспособности, а это деньги Белгосстраха или ФСЗН-а... 

    Все зависит от обстоятельств НС....

 И еще один нюанс на который мне в Минтруда не дали однозначного ответа: если с работником по дороге на работу с работы происходит НС - он не относится к категории производственных, а как быть с теми, с кем заключены договора на использование ЛА?

    Опять же, все будет зависеть от обстоятельств и "грамотности" составленного договора. В договоре нужно определить в какие моменты автомобиль сотрудника используется для нужд организации, а в какие - для личных целей, как и чем  оформляется "передача".

Как убедить контролирующие органы, что компенсация топлива не является привлечением работника к работе в качестве водителя?

    ИМХО: 

1. Отсутствие в штатном расписании соответствующих единиц  (водителей автомобиля), установлением совмещения и т.п.;

2. Формулировкой в договоре на использование личного автомобиля (смысл - использование автомобиля для выполнения своих должностных обязанностей);

3. Анализом характеристики работ водителя автомобиля. Следуя элементарной логике: основные обязанности водителя автомобиля  - перевозка пассажиров/грузов по заданию руководителя. А у нас получается перевозка самих себя  по собственной инициативе....

   Вроде бы все просто и логично, но к сожалению порой

Контролирующие и надзорные органы не поддаются убеждению

   Тогда остается одно - формально соблюдать формальности :blink:

  • Upvote 2

осуществляю функции специалиста по охране труда
+37529 638 35 90; +37529 513 89 96 e-savik@tut.by

Link to comment
Share on other sites

Спасибо Евгений Савик, за ьакой подробный и обстоятельный ответ. Хотелось бы еще услышать практиков, как кто в подобной ситуации находит выход из такой практически безвыходной ситуации. Поделитесь опытом. 

Так как все "чиновники и теоретики по ОТ" не могут дать ответа где найти золотую середину и каким должен быть минимум для данных работников.

Link to comment
Share on other sites

    Был 03,11.16 на круглом столе (взрыв мозга по этому вопросу в т.ч. :wacko: ), ниже суть  личного мнения Карчевского И.А.:

"Если выдается путевой лист - все действия от выпуска на линию и освидетельствования до инструктажей и проверки знаний в обязательном порядке,  + проверка знаний ПДД. Если путевой не выдается - ничего не нужно".

    Вывод - нужно искать пути списания топлива без путевого листа! :rolleyes:  

    Вопрос - как это сделать   :unsure:

  • Upvote 1

осуществляю функции специалиста по охране труда
+37529 638 35 90; +37529 513 89 96 e-savik@tut.by

Link to comment
Share on other sites

    Вопрос - как это сделать   :unsure:

Я бы конкретизировал: как сделать это законно?  :)  Если вопрос касается руководства, всегда можно найти "пару копеек" для компенсации и так чтобы сам вопрос о компенсации именно топлива не фигурировал...

Link to comment
Share on other sites

Я бы конкретизировал: как сделать это законно?  :)  Если вопрос касается руководства, всегда можно найти "пару копеек" для компенсации и так чтобы сам вопрос о компенсации именно топлива не фигурировал...

     Априори законно, и касается не только руководства, что очень актуально для частных фирм  :)

  • Upvote 1

осуществляю функции специалиста по охране труда
+37529 638 35 90; +37529 513 89 96 e-savik@tut.by

Link to comment
Share on other sites

44. Специалисты, выполняющие работы по профессиям рабочих, проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда... Инструкция № 175.

Кроме того, есть письмо МТ (отвечали одной организации на подобный вопрос), что если только бензин, ничего по ОТ не надо!

Link to comment
Share on other sites

44. Специалисты, выполняющие работы по профессиям рабочих, проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда... Инструкция № 175.

   ИМХО: наверное не все так просто и однозначно вытекает из этого пункта.... по Вашей логике любое должностное лицо совмещает профессии:

  • водителя,  перемещаясь по служебным вопросам на личном авто и получает компенсацию;
  • секретаря,  формируя дела в соответствии с номенклатурой и  сдавая в архив;
  • оператора копировальных и множительных машин, снимая ксерокопии документов;
  • оператора ПЭВМ,  работая с ПЭВМ;
  • почтальона,  отправляя или принимая корреспонденцию;
  • уборщика, вынося за собой мусор или воспользовавшись ершиком в санузле ))) 
  • и т.д. на сколько хватит фантазии
 
  • Upvote 1

осуществляю функции специалиста по охране труда
+37529 638 35 90; +37529 513 89 96 e-savik@tut.by

Link to comment
Share on other sites

 что если только бензин, ничего по ОТ не надо!

    В данной ситуации я за создания комфортных условий для работы, а не за раздувание пустой работы на пустом месте, что по-видимому не возможно в наших реалиях  :(

    Не секрет, что данная работа поведется формально, а вот куда направлять членов комиссии для проверки знаний по ОТ, в т.ч. использующих личные авто в служебных целях, для проверки знаний ПДД каждые 3 года?))

  • Upvote 1

осуществляю функции специалиста по охране труда
+37529 638 35 90; +37529 513 89 96 e-savik@tut.by

Link to comment
Share on other sites

Видел на заправках АЗС: работники разных организаций, приезжали и отдавали талоны операторам АЗС на определенное количества топлива (10 л., 20 л.) и  их заправляли потом они уезжали и не было никакой платы за топливо (в виду наличного или безналичного расчёта). Вот вам законный способ списания, а вот на счёт нюансов (договора и т.п. с АЗС) можно уточнить с АЗС .

  • Upvote 1

 

 

Link to comment
Share on other sites

Не секрет, что данная работа поведется формально, а вот куда направлять членов комиссии для проверки знаний по ОТ, в т.ч. использующих личные авто в служебных целях, для проверки знаний ПДД каждые 3 года?))

 

Уважаемый Евгений Савик, я вообще не понимаю, о чем вы?

Link to comment
Share on other sites

    Я о п.11 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.12.2015 N 1065 "О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. N 1" 

    "Организация прохождения проверки знаний Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 189, 1/6961), водителями автомобильных средств и работниками, совмещающими данную профессию, при допуске к самостоятельной работе, а также повторно - не реже одного раза в три года".
   Ответственные исполнители : республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, организации независимо от форм собственности, индивидуальные предприниматели.
 
 
    
 
 
  • Upvote 1

осуществляю функции специалиста по охране труда
+37529 638 35 90; +37529 513 89 96 e-savik@tut.by

Link to comment
Share on other sites

Прикольный пункт!

А интересно, кто будет контролировать исполнение и когда разработают подзаконный нормативный акт определяющий порядок проведения процедуры?

Link to comment
Share on other sites

Прикольный пункт!

А интересно, кто будет контролировать исполнение и когда разработают подзаконный нормативный акт определяющий порядок проведения процедуры?

    А с чего нужно ждать подзаконного акта?

ИМХО: Как говориться проблемы племени никого не волнуют.... у них прописано - вот и организовывайте.... А контролировать  могут как по линии ГАИ так и инспекции....

  • Upvote 1

осуществляю функции специалиста по охране труда
+37529 638 35 90; +37529 513 89 96 e-savik@tut.by

Link to comment
Share on other sites

Так ведь почти год прошел! Пусть поднимут руку те, кого за неисполнение этого пункта наказали и кто наказал?

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.