Jump to content
Форум инженеров по охране труда Беларуси
Охрана труда.by

Форум инженеров по охране труда в Беларуси

Search In
  • More options...
Find results that contain...
Find results in...

Об учете выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, исчислении экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов


Recommended Posts

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 апреля 2012 г. N 03-1-9/1371-вн/2-2-23/10335

 

ОБ УЧЕТЕ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ, ИСЧИСЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГА И НАЛОГА ЗА ДОБЫЧУ (ИЗЪЯТИЕ) ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

 

 

В связи с поступающими запросами от организаций по вопросам учета выбросов загрязняющих веществ от нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ, порядка исчисления экологического налога по выбросам от указанных источников, а также применения ставок налога за добычу (изъятие) подземных и поверхностных вод Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь разъясняют следующее.

 

1. Законом Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь", вступившим в силу с 1 января 2012 года, внесены изменения в пункт 2 статьи 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК), в соответствии с которыми выбросы загрязняющих веществ от источников, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе нестационарных, с 1 января 2012 года признаются объектами налогообложения экологическим налогом.

 

Согласно пункту 2 статьи 34 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 N 2-З "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон) учет в области охраны атмосферного воздуха ведется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, посредством документального отражения в первичной учетной документации экологической информации о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, загрязнении атмосферного воздуха и мерах по его охране, в том числе о стационарных источниках выбросов и их характеристиках, времени и режиме работы таких источников выбросов и газоочистных установок, расходе топлива, сырья, материалов и их качественных характеристиках.

 

Согласно пункту 1 статьи 38, пункту 1 статьи 19 Закона инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится для стационарных источников выбросов, нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются также для стационарных источников выбросов.

Учет выбросов от стационарных источников производится теми же методами, что и их инвентаризация, т.е. согласно пунктам 25 и 28 Инструкции о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 23.06.2009 N 42.

 

Порядок ведения учета в области охраны атмосферного воздуха установлен постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 02.06.2009 N 33 "Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды".

 

Учет фактических объемов выбросов загрязняющих веществ как от источников, которым установлены нормативы допустимых выбросов, так и от источников, которым такие нормативы не установлены, ведется следующим образом:

  • для стационарных источников выбросов, для которых не реже одного раза в месяц проводятся испытания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов или непрерывно автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, - на основании результатов испытаний отобранных проб, проводимых или зарегистрированных в соответствии с требованиями государственного стандарта СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" и времени работы источников согласно сведениям журнала учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок по форме ПОД-3 (далее - журнал по форме ПОД-3) или данным учета времени работы технологического оборудования или учета рабочего времени;

  • для стационарных источников выбросов, для которых согласно техническим нормативным актам, допущенным к применению в области охраны окружающей среды, определение выбросов производится инструментальными или расчетно-инструментальными методами, - на основании установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и времени работы источников выбросов согласно сведениям журнала по форме ПОД-3 или данным учета времени работы технологического оборудования или учета рабочего времени;

  • для источников выбросов, для которых определение выбросов производится расчетными или расчетно-инструментальными методами на основании данных о расходе топлива, сырья или материалов, - согласно данным бухгалтерского учета топлива, сырья или материалов и установленных технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, удельных выбросов или выбросов, рассчитанных согласно техническим нормативным правовым актам (далее - ТНПА), допущенным к применению в области охраны окружающей среды.

Тексты нормативно-правовых актов, определяющих порядок расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещены в информационно-справочных системах, в том числе:

  • постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.05.2002 N 10 "Об утверждении Руководящих документов по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух";
  • постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.05.2002 N 11 "Об утверждении Руководящего документа по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух";
  • приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.06.1997 N 126 "О введении в действие Методических указаний по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров".
  • ТНПА, определяющие порядок расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещаются на сайте http://tnpa.ecoinv.by/ (раздел 08 "Атмосферный воздух").

Таким образом, расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится по источникам выбросов, в том числе нестационарным, для которых действуют правила или порядок расчета, утвержденные в установленном порядке. При отсутствии правил или порядка расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденных в установленном порядке, расчет выбросов загрязняющих веществ, а следовательно, и уплата экологического налога не производятся.

 

Таким образом, не производится расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от бензопил, кусторезов, паяльных ламп, газонокосилок, снегоуборщиков, виброплит, воздухонагревателей и иных машин и инструментов, работающих на бензине и дизельном топливе, по причине отсутствия утвержденных в установленном порядке правил или порядка расчета выбросов загрязняющих веществ от таких источников.

 

Следует обратить внимание, что согласно абзацу второму пункта 2 статьи 205 НК объектами налогообложения экологическим налогом не признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, в том числе от отопительного оборудования, установленного на них.

 

Согласно пункту 5 статьи 13 Закона мобильные источники выбросов подразделяются на механические транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями); железнодорожные транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями); воздушные суда; морские суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река - море) плавания, маломерные суда; самоходные машины.

 

К самоходным машинам согласно подпункту 2.60 пункта 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551, относятся гусеничные трактора, сельскохозяйственные, строительные, иные машины, которые не предназначены для участия в дорожном движении. Таким образом, норма абзаца второго пункта 2 статьи 205 НК распространяется как на выбросы от перечисленных мобильных источников, так и на выбросы от отопительного оборудования, установленного на них.

 

Также следует отметить, что экологический налог не уплачивается за выбросы загрязняющих веществ, которые указаны в приложении 6 к НК, если фактические объемы выбросов каждого из загрязняющих веществ от стационарных источников:

  • первого класса опасности - менее 0,001 тонны в год;
  • второго класса опасности - менее 0,1 тонны в год;
  • третьего класса опасности и веществ, для которых не определены классы опасности, - менее 0,2 тонны в год;
  • четвертого класса опасности - менее 0,5 тонны в год.

В соответствии с пунктом 3 статьи 208 НК сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок экологического налога.

При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 208 НК плательщики, осуществляющие исчисление и уплату экологического налога в данном порядке, представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты):

  • не позднее 20 апреля календарного года исходя из установленного лимита. Уплата экологического налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога;
  • не позднее 20 января года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов и не позднее 22 января года, следующего за истекшим, производят доплату экологического налога. В случае когда указанные объемы не превышают установленных годовых лимитов, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном статьей 60 НК.

При наличии установленных годовых лимитов плательщики экологического налога вправе применять вышеизложенный порядок, в том числе в случае наличия у них выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 

 

Справочно. Согласно абзацу четвертому пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2010 N 1739 "О лимитах на природопользование, внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2007 г. N 1379 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями) лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются равными объемам выбросов загрязняющих веществ, установленным природопользователям в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексных природоохранных разрешениях.

 

В связи с исключением абзаца третьего из пункта 2 статьи 205 НК внесение изменений в разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не требуется, поскольку в соответствии с пунктом 4 Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 N 664, разрешение выдается на выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников. Исходя из изложенного превышения лимитов в случае учета выбросов загрязняющих веществ от источников выбросов, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов, не будет, поскольку законодательством не предусматривается установление лимита выбросов от указанных источников.

 

Исключение вышеуказанной нормы также не повлечет применения санкций в виде исков и претензий, поскольку в соответствии с абзацами первым - вторым и четвертым пункта 3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 N 1042, вред окружающей среде считается причиненным при установлении одного из следующих фактов:

  • выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов с превышением нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (для вышеназванных источников нормативы выбросов не устанавливаются);
  • выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух без разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения, если получение такого разрешения обязательно в соответствии с законодательством (для вышеназванных источников выдача разрешений не предусмотрена).

При этом следует учесть, что санкции применяются при выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поступающих в результате незаконного сжигания или горения отходов и других материалов, аварийного загрязнения окружающей среды, независимо от категории источника выбросов.

 

2. Подпунктом 2.9 пункта 2 приложения 10 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее - НК) установлено, что за добычу (изъятие) 1 куб. метра подземных и поверхностных вод установлены следующие ставки налога:

  • для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения - 40 руб.;
  • организациями и индивидуальными предпринимателями для производства продукции животноводства и растениеводства, организациями и их обособленными подразделениями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по производству продукции рыбоводства, садоводческими товариществами - 2 руб.;
  • пресных и минеральных для производства алкогольных, безалкогольных, слабоалкогольных напитков и пива - 14620 руб.;
  • для иного использования - 140 руб.

При этом к добыче воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения относится добыча воды, отпускаемой для населения, проживающего в жилых домах, а также для объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения.

 

Поскольку отдельная ставка за добычу (изъятие) подземных и поверхностных вод "для хозяйственно-питьевого водоснабжения работников организаций" не выделена, следовательно, ставка налога за добычу (изъятие) подземных и поверхностных вод "для иного использования" включает, в том числе, использование воды "для хозяйственно-питьевого водоснабжения работников организаций" и использование воды "на производственные нужды".

 

При расчете лимита за добычу (изъятие) подземных и поверхностных вод "для иного использования" включаются, в том числе, утвержденные лимиты "для хозяйственно-питьевого водоснабжения работников организаций" и "на производственные нужды".

 

Первый заместитель Министра природных

ресурсов и охраны окружающей среды

Республики Беларусь В.В.Кулик

 

 

 

Заместитель Министра по налогам и сборам

Республики Беларусь Э.А. Селицкая

Мы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook .Присоединяйтесь!

Link to comment
Share on other sites

И разъяснение к нему:

 

1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух рассчитываются по источникам выбросов, в том числе нестационарным, для которых действуют правила или порядок расчета, утвержденные в установленном порядке техническими нормативными правовыми актами (далее - ТИПА), допущенным к применению в области охраны окружающей среды.

При отсутствии правил или порядка расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденных в установленном порядке, выбросы загрязняющих веществ не рассчитываются и, следовательно, экологический налог не уплачивается.

 

2. Конкретизирован порядок отнесения машин (с установленным на них отопительным оборудованием) к мо бильным источникам, выбросы от которых не признают ся объектами обложения экологическим налогом.

Так, к мобильным источникам выбросов относятся самоходные машины, в состав которых включаются гусеничные трактора, сельскохозяйственные, строительные, иные машины, не предназначенные для участия в дорожном движении.

 

3. Налоговым кодексом предоставлено право плательщикам, имеющим установленные годовые лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, исчислять и уплачивать экологиче ский налог в порядке, предусмотренном п. 9 ст. 208 НК. При этом данный порядок они вправе применять также при наличии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных и стацио нарных источников выбросов, которым неустанавлищих веществ в атмосферный воздух.

 

4. Разъяснен порядок применения ставок налога за добычу (изъятие) подземных и поверхностных вод.

Отдельная ставка за добычу (изъятие) подземных и поверхностных вод «для хозяйственно-питьевого водоснабжения работников организаций» не выделена, поэтому при использовании воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения работников организаций и на производственные нужды следует применять ставку «для иного использования» в размере 140 руб. за 1 куб. метр.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...