Перейти к содержанию
Форум инженеров по охране труда Беларуси
Охрана труда.by

Форум инженеров по охране труда в Беларуси

О производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ


Рекомендуемые сообщения

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

о производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ

(№ 02-13/580 от 04.11.2015 г.)

 


Несмотря на принимаемые меры по профилактике производственного травматизма в организациях республики, приходится регистрировать неединичные случаи производственного травматизма с тяжелыми последствиями при выполнении шиномонтажных работ.

 

В 2013 году при выполнении шиномонтажных работ (снятие, установка, ремонт и подкачка колес транспортных средств) в организациях Республики Беларусь было зарегистрировано 15 несчастных случаев, в результате которых 17 работников получили травмы с тяжелым исходом и 1 погиб. В 2014 году отмечено 7 несчастных случаев, в результате которых 5 работников получили травмы с тяжелым исходом и 2 – погибли.

 

За январь - октябрь 2015 года отмечено 10 несчастных случаев, в результате которых 11 работников получили травмы с тяжелым исходом.

 

О неудовлетворительной ситуации с травматизмом при выполнении шиномонтажных работ Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент) в течение 2012 - 2014 годов в адрес республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, направлено 5 информационных писем, в которых давались предложения по недопущению нарушений требований безопасности труда, влекущих несчастные случаи в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях.

 

По-прежнему особую тревогу вызывает то обстоятельство, что, несмотря на отнесение данного вида работ к работам с повышенной опасностью, как со стороны должностных лиц организаций, так и со стороны самих работников, выполняющих шиномонтажные работы, не уделяется должного внимания технологии их безопасного проведения. Установленные обстоятельства происшедших несчастных случаев, позволяют сделать вывод о том, что потерпевшие даже не представляли себе всю опасность и тяжесть последствий разрушения конструкции находящегося под давлением колеса.

 

Кроме того анализ обстоятельств и причин происшедших несчастных случаев указывает на то, что в большинстве из них при производстве шиномонтажных работ со стороны нанимателей и работников не обеспечивалось, а зачастую и игнорировалось соблюдение соответствия технологических процессов, производственного оборудования, рабочих мест требованиям нормативных правовых актов, а также требований безопасности, изложенных в локальных нормативных правовых актах.

 

Так, 14.08.2015 из-за нарушения работниками требований безопасности, изложенных в инструкциях по охране труда, при выполнении сварочных работ на диске колеса, с находившейся под давлением воздуха шине комбайна, произошло ее разрушение (взрыв), в результате травмы получили четыре работника филиала «Жодишки» унитарного производственного предприятия «Сморгонский комбинат хлебопродуктов» ОАО «Лидахлебпродукт» Гродненской области, из них двое – тракторист-машинист и электрогазосварщик – с тяжелым исходом.

 

В более чем в 66 процентов несчастных случаев, происшедших в 2015 году, расследование которых завершено, установлена вина нанимателя, что свидетельствуют о том, что в большинстве из происшедших несчастных случаев имеет место безответственное отношение руководителей и специалистов организаций к исполнению обязанностей по охране труда, осуществлению контроля за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины, требований инструкций по охране труда.

 

13.03.2015 из-за неудовлетворительного контроля со стороны должностного лица за состоянием в процессе эксплуатации автомобильной шины грузового автомобиля МАN произошел несчастный случаи с тяжелым исходом с водителем автомобиля Совместного ООО «М&М Милитцер&Мюнх» г.Минска.

 

Лицом, допустившим нарушения требований законодательства об охране труда, определен инженер по ремонту.

 

Согласно требованиям нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов к выполнению шиномонтажных работ должны допускаться работники, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Вместе с тем, приходится констатировать, что 3 из 11 работников, получивших травмы с тяжелым исходом в 2015 году не имели профессиональной подготовки и не прошли соответствующие инструктажи и проверку знаний по вопросам охраны труда.

 

Так, например, результатом выполнения шиномонтажных работ лицами, не имеющими специальной подготовки и не прошедшими проверку знаний по вопросам охраны труда, явилось разрушение конструкции колеса, приведшее 25.09.2015 к несчастному случаю с тяжелым исходом с трактористом-машинистом СПК «Агро-Липники» Ивьевского района Гродненской области. Специальным расследованием указанного несчастного случая было установлено, что потерпевший при выполнении шиномонтажных работ не производил зачистку ободьев диска бортового кольца от ржавчины, что послужило причиной неправильной посадки его на диск колеса.

 

Лицом, допустившим нарушения требований законодательства об охране труда, определен заведующий ремонтной мастерской.

 

Практически по аналогичным причинам 05.08.2015 произошел несчастный случай, в результате которого тяжело травмирован водитель автомобиля СПК «Гервяты» Островецкого района Гродненской области.

 

Лицами, допустившими нарушения требований законодательства об охране труда, определены заведующий автогаражом и сам потерпевший.

 

17.04.2015 при производстве слесарем по ремонту автомобилей республиканского дочернего строительно-производственного унитарного предприятия «Жлобинская передвижная механизированная колонна 71» ГО «Белводхоз» Гомельской области работ по демонтажу сдвоенных колес с задней оси автомобиля МАЗ 555102, произошло разъединение съемных деталей обода внутреннего колеса, из шины которого предварительно не был спущен воздух. В результате работник получил открытый оскольчатый, со значительным смещением перелом правой большеберцовой кости и открытый перелом правого надколенника. В ходе специального расследования данного несчастного случая было установлено, что на проведение данного вида ремонтных работ технологические карты разработаны не были, работники, выполняющие снятие колес массой более 20 кг не были обеспечены специально предназначенными для этого устройствами (приспособлением (тележкой) для снятия, установки и транспортировки колес). Кроме того в помощь потерпевшему был направлен работник (машинист бульдозера), не прошедший обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по вопросам охраны труда.

 

Лицами, допустившими нарушения требований законодательства об охране труда, определены заместитель директора по механизации, заведующий гаражом и сам потерпевший.

 

На основании изложенного и в целях недопущения и профилактики несчастных случаев при проведении шиномонтажных работ Департамент предлагает республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, эксплуатирующих механические транспортные средства:

 

1. Используя представленную информацию, провести внеплановый инструктаж с работниками, занятыми эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей и автотракторной техники на пневматическом ходу.

 

2. Не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучения, проверки знаний и инструктажа по безопасному их выполнению.

 

3. Монтаж и демонтаж шин проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента, обеспечивающих безопасность работающих.

 

4. Организовать работу и обеспечить контроль за соблюдением требований безопасности труда в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.12.2008 г. №180/128.

 

5. На все виды ремонтных работ разработать технологическую документацию (технологические карты) с отражением в ней требований безопасности.

 

6. Не допускать:

  • демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;
  • снятие колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;
  • перекатывание вручную колеса, дисков и шин.
 

7. Ужесточить спрос и контроль за работой руководителей организаций, осуществляющих свою деятельность на территории района, по созданию здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, соблюдению работниками трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

осуществляю функции специалиста по охране труда
+37529 638 35 90; +37529 513 89 96 e-savik@tut.by

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заинтересовал п. 5 Предложений Департамента о разработке ТК на все виды ремонтных работ.

Посему имею 2 вопроса к уважаемым форумчанам:

1. В каких НПА/ТНПА прописаны указанные выше требования?!

2. Если вдруг кто-нибудь разрабатывал ТК - пожалуйста-та поделитесь с общественностью :D  ! 

осуществляю функции специалиста по охране труда
+37529 638 35 90; +37529 513 89 96 e-savik@tut.by

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подниму тему по технологические карты! Так все-таки кто-нибудь их разрабатывал? 

ИМХО: вопрос серьезный - устанавливают вину нанимателя за отсутствия ТК

осуществляю функции специалиста по охране труда
+37529 638 35 90; +37529 513 89 96 e-savik@tut.by

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.