Перейти к содержанию
Форум инженеров по охране труда Беларуси
Охрана труда.by

Форум инженеров по охране труда в Беларуси

Инструкция по охране труда для рабочих, занятых на лесоскладских работах


Рекомендуемые сообщения

Инструкция по охране труда для рабочих, занятых на лесоскладских работах, и с этой мож кто поможет ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Существует старенький ГОСТ 12.3.015-78* "Работы лесозаготовительные" - привожу выкройку из него, с учетом всех корректировок, начиная с главы 5.

Поработайте над ним, скорректируйте согласно действующего законодательства

 

5. ТРЕБОВАНИЯ К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ РАБОТАМ

 

5.1. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009 и "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденными Госгортехнадзором СССР.

 

5.2. Поднимать груз массой, более установленной паспортом грузоподъемной машины, не допускается.

 

При подъеме груза массой, близкой к предельно допускаемой грузоподъемности погрузочного механизма, необходимо поднять груз на высоту 200-300 мм и опустить его на землю, убедившись в устойчивости погрузочного механизма и исправности действия тормоза.

 

5.3. Лесоматериалы вдоль погрузочных тупиков железных дорог, лесовозных веток и усов должны быть уложены и закреплены в пределах габаритов приближения, установленных ГОСТ 9238 и ГОСТ 9720; вдоль автомобильных лесовозных дорог - в пределах габаритов приближения, обеспечивающих безопасное проведение погрузки и выгрузки лесоматериалов.

 

5.4. Одновременное выполнение погрузочно-разгрузочных работ на двух соседних штабелях и на обоих концах одного штабеля (голове и хвосте) не допускается.

 

5.5. Перед погрузкой или выгрузкой лесовозные автопоезда, железнодорожные вагоны (вагоны-сцепы), баржи, суда должны быть надежно закреплены тормозами, башмаками, якорями или другими приспособлениями, исключающими самопроизвольное перемещение.

5.6. При погрузке и разгрузке хлыстов (деревьев) и сортиментов необходимо выполнять следующие требования:

  • устанавливать грузозахватное устройство (крюк, грейфер и др.) над центром тяжести груза;
  • производить строповку и отцепку груза после полной остановки каната, его ослабления и при опущенной крановой обойме или траверсе;
  • подводить стропы под груз специальными приспособлениями;
  • производить строповку груза двумя стропами на одинаковом расстоянии от его центра тяжести;
  • во время перемещения груз должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов;
  • для управления движением бревна (хлыста) или пачки бревен (хлыстов) в воздухе при укладке пачки пользоваться баграми или специальными веревочными поводками длиной не менее 5 м.
  • Снятие увязочных канатов (приспособлений) и открывание стоечных замков следует производить после зацепки пачки разгрузочными стропами и натяжения грузового каната.

 

5.7. Во время погрузки и разгрузки хлыстов и деревьев челюстными лесопогрузчиками не допускается находиться на площадке автомобиля или на вагоне-сцепе, в зоне действия перемещаемого груза и грузозахватных приспособлений. Кроме того, не разрешается находиться в кабине лесовозного автопоезда при проведении разгрузочных работ и погрузки сортиментов всеми видами грузоподъемных и разгрузочных средств.

 

Места постоянной погрузки и выгрузки леса должны быть ограждены знаками безопасности.

 

5.8. Погрузка лесоматериалов

 

5.8.1. Хлысты и сортименты допускается подтаскивать автомобильными кранами через стрелу для последующей их погрузки с соблюдением следующих требований:

 

  • до начала работ кран должен быть закреплен;
  • полиспаст должен быть снят со стрелы;
  • паспортная грузоподъемность крана при установленном вылете стрелы должна быть снижена в число раз, равное кратности снятого полиспаста;
  • грузовой канат должен находиться в одной вертикальной плоскости с продольной осью стрелы крана;
  • расстояние подтаскивания груза не должно быть более 25 м;
  • погрузочная площадка должна быть спланирована, пни и кочки удалены заподлицо с землей;
  • подтаскивать груз следует по продольным, прочно закрепленным подкладкам;
  • неповоротная часть крана со стороны, противоположной подтаскиваемому грузу, должна быть закреплена двумя канатными растяжками;
  • накатывать хлысты или сортименты на лесовозный подвижной состав следует по деревянным балкам.

 

5.8.2. Лесовозный автопоезд, ожидающий погрузки или выгрузки, должен находиться за пределами максимального радиуса действия стрелы крана и становиться под погрузку или выгрузку только после разрешающего сигнала крановщика.

 

5.8.3. При погрузке хлыстов (деревьев) или сортиментов на подвижной состав узкоколейных железных дорог вершины и комли не должны выступать за пределы рамы платформы или сцепа.

 

5.8.4. При погрузке хлыстов или сортиментов на автопоезд между торцами и ограждением кабины разрыв должен быть не менее 0,75 м.

 

5.8.5. При погрузке леса кранами следует применять грейферные грузозахватные приспособления. Стропы, используемые при погрузке, должны быть оборудованы саморасцепляющими приспособлениями, исключающими необходимость нахождения грузчика на погружаемом подвижном составе в период расцепки пачки.

 

5.8.6. При погрузке и штабелевке леса челюстными лесопогрузчиками необходимо соблюдать следующие требования:

  • центр тяжести поднимаемого пакета круглых лесоматериалов не должен выходить за габариты нижней челюсти погрузчика;
  • перемещаемый груз должен быть надежно зажат захватом и поднят в вертикальное положение;
  • не допускать нахождение груза над кабиной автопоезда;
  • погружаемые хлысты (деревья) должны быть выровнены по торцам комлевой части.

 

5.8.7. Погрузка короткомерных сортиментов малогабаритными погрузчиками через торцевые двери полувагона допускается только при наличии специальных эстакад, имеющих прочные настилы и ограждения.

 

Трапы, прокладываемые между вагоном и эстакадой, должны обладать достаточной прочностью и не прогибаться под тяжестью погрузчика с грузом. Концы трапов должны быть хорошо заделаны, иметь прочные опоры и исключать возможность сдвига их при движении погрузчика.

 

5.8.8. При работе лесопогрузчиками не допускается:

  • брать пачку лесоматериалов со штабеля, имеющего закострившиеся хлысты (сортименты);
  • разбирать плотные штабеля высотой более 5 м;
  • грузить хлысты (сортименты) в нижние и крайние ряды к стойкам коников лесовоза, длина которых перекрывает расстояние между кониками менее чем на 1 м;
  • подимать, опускать и наклонять груз при движении;
  • производить штабелевку и скатывание леса на заснеженных и подтопленных участках без ограждения бровки откоса или берега знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026.

5.8.9. Погрузку лесоматериалов в железнодорожный транспорт следует производить в соответствии с техническими условиями и руководствами Министерства путей сообщения СССР.

5.8.10. Погрузка круглых лесоматериалов с "шапкой" в полувагоны и на платформы железной дороги широкой колеи должна быть механизирована. Мелкоштучные сортименты следует грузить уложенными в специальные контейнеры.

5.8.11. Для обеспечения безопасности погрузки лесоматериалов на железнодорожном транспорте следует использовать специальные эстакады стационарного или передвижного типа.

Прочность несущих элементов погрузочных эстакад, трапов и лестниц должна быть испытана статической нагрузкой или подтверждена расчетом.

 

5.9. Разгрузка лесовозного подвижного состава

5.9.1. Лесовозный транспорт следует разгружать в соответствии с технологической картой.

5.9.2. Разгрузка хлыстов, деревьев, сортиментов с лесовозного транспорта должна быть механизированной.

5.9.3. При гравитационной выгрузке лесовозного транспорта должны быть соблюдены следующие требования:

  • превышение внешнего колесопровода над внутренним должно быть: зимой не более 25 см, летом не более 40 см;
  • внешний колесопровод в месте разгрузки должен иметь с внутренней стороны прочно укрепленный к колесопроводу брус, возвышающийся над ним не менее чем на 25 см.

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТАМ НА НИЖНИХ СКЛАДАХ

 

6.1. Обрезка сучьев поштучно-сучкорезными и бункерными сучкорезными установками должна быть организована в соответствии с требованиями безопасности, установленными нормативно-технической документацией.

 

6.2. Опасные зоны подачи деревьев к сучкорезным установкам, протаскивания деревьев через режущие органы должны быть ограждены запрещающими знаками и предупреждающими надписями.

 

6.3. Уборка сучьев от сучкорезных установок должна быть механизирована.

6.5. Дообрубку сучьев необходимо выполнять с соблюдением требований, указанных в пп.3.13.5, 3.13.6.

6.6. Раскряжевка хлыстов и разделка долготья

6.6.2. При поштучной раскряжевке хлыстов и развалке долготья их следует отделить от пачки при помощи растаскивающего устройства или других механизмов.

 

6.6.3. При раскряжевке хлыстов и разделке долготья моторным инструментом необходимо соблюдать следующие требования:

  • мелкий ремонт, смену пильной цепи или ее натяжение следует выполнять при неработающем двигателе бензопилы и отключенном двигателе электропилы от кабеля;
  • переходить от реза к резу с бензопилой при работе ее на малых оборотах (когда пильная цепь не двигается), а с электропилой - при выключенном электродвигателе;
  • выключать двигатель электропилы при прекращении подачи тока;
  • заправлять горюче-смазочными материалами бензопилу только при неработающем двигателе;
  • освобождать пильную шину, зажатую после остановки двигателя.

6.6.4. Раскряжевку хлыстов и разделку долготья моторным инструментом следует производить на раскряжевочных эстакадах или на земле с установкой подкладных бревен и последующим поштучным разделением хлыстов и долготья.

 

Не допускается раскряжевывать хлысты и разделывать долготье на штабелях, в пачках и на путях раскатки штабелей.

 

6.6.5. Кабель для питания электромоторного инструмента, подвешенный над раскряжевочной эстакадой, не должен опускаться ниже трех метров над нею.

 

6.6.6. При раскряжевке хлыстов и разделке долготья раскряжевочными установками, полуавтоматическими линиями и круглыми пилами для поперечной распиловки (балансирными, маятниковыми и др.) необходимо соблюдать следующие требования:

  • перед пуском убедиться в отсутствии посторонних лиц у механизмов установки и дать предупредительный сигнал;
  • подавать хлыст под пильный диск, когда последний находится в крайнем нерабочем положении;
  • надвигать диск пилы на бревно плавно и только после того, как пильный диск наберет полное число оборотов.

 

При прекращении подачи электротока выключить кнопки пульта управления агрегатами раскряжевочной установки.

 

6.7. Сортировка сортиментов

 

6.7.1. Сортировка сортиментов должна быть механизирована.

 

6.7.2. Сортировочные лесотранспортеры должны быть оборудованы бревносбрасывателями. При отсутствии бревносбрасывателей допускается сбрасывать сортименты ручными приспособлениями.

 

6.7.3. Сбрасывать сортименты следует в лесонакопители. Запрещается во время сбрасывания бревен находиться людям в лесонакопителях, между лесонакопителем и конвейером.

 

6.7.4. Управление двумя или большим числом последовательно связанных конвейеров должно осуществляться так, чтобы пуск последующего производился до пуска предыдущего, а остановка их производилась в обратном порядке.

 

6.7.5. Сортировочный конвейер должен быть оборудован дистанционным управлением, позволяющим останавливать его с любого места по всей длине конвейера.

 

6.8. Штабелевка круглых лесоматериалов

 

6.8.1. Планировка нижних складов и укладка штабелей - по ГОСТ 9014.0.

 

6.8.2. Склады круглых лесоматериалов должны соответствовать требованиям "Противопожарных норм проектирования складов лесных материалов", утвержденных Госстроем СССР.

 

6.8.3. Типы и размеры штабелей круглых лесоматериалов следует выбирать в соответствии с технологическим процессом нижнего склада, оборудованием, применяемым при штабелевке, а на приречных складах также в соответствии с условиями хранения и подготовки лесоматериалов к лесосплаву.

 

6.8.4. Формировать и разбирать плотные рядовые и пачковые штабеля следует в соответствии с технологической картой.

 

6.8.5. Высота штабеля круглых лесоматериалов должна быть не более 1/4 длины его, но не должна превышать полуторную длину бревен, уложенных в данный штабель. Высота штабеля бревен при штабелевке вручную должна быть не более 1,8 м.

 

6.8.6. При укладке круглых лесоматериалов в штабеля необходимо соблюдать следующие требования:

 

  • отдельные бревна в штабеле не должны выступать за его пределы более чем на 0,5 м;
  • прокладки следует укладывать симметрично продольной оси штабеля на расстоянии от торцов бревен не более 1 м с каждой стороны;
  • междурядные прокладки по высоте штабеля следует укладывать в одной вертикальной плоскости;
  • прокладки вдоль штабеля необходимо укладывать в одну линию, а их концы на стыках должны перекрываться на длину не менее 1 м;
  • концы рядового штабеля должны иметь уклон, для этого каждый новый ряд делают короче предыдущего на диаметр бревна с каждой стороны. Крайние бревна каждого ряда закладывают в вырубленные на концах прокладок гнезда. Глубина гнезд должна быть не более половины толщины прокладки;
  • в концах плотных, плотнорядовых и пачковых штабелей должны быть устройства, исключающие произвольное раскатывание бревен. При отсутствии таких устройств концы штабелей должны иметь угол, равный углу естественного раскатывания бревен (не более 35°).

 

6.8.7. Штабелевка хлыстов на лесосеке и нижних складах должна быть механизирована.

 

6.8.8. Хлысты следует укладывать в штабель на подштабельное основание. Крайние пачки хлыстов в ряду должны быть увязаны канатом или проволокой. Высота штабеля должна быть не более: уложенного челюстным погрузчиком - 3 м; кабель-краном - 6 м; мостовым, козловым, башенным краном - 12 м. Штабеля высотой 7 м и выше должны формироваться и разбираться только грейферами.

Мы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook .Присоединяйтесь!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Межотраслевые правил по охране труда в лесной, деревообрабатывающей промышленности и в лесном хозяйстве

 

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь 30.12.2008 № 211/39

 

ГЛАВА 30
СОРТИРОВКА КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

412. Сортировка круглых лесоматериалов должна быть механизирована и осуществляться конвейерами (лесотранспортерами) и другими средствами механизации. При сортировке сортиментов конвейерами (лесотранспортерами) и (или) ручными вагонетками, передвигающимися по рельсовым путям, необходимо соблюдать требования к их конструкции, защитным устройствам и размещению в производственных зданиях и сооружениях, изложенные в главе 26 настоящих Правил.

413. Сортировочные лесотранспортеры должны быть автоматизированными или оборудованы бревносбрасывателями. Допускается сбрасывание сортиментов вспомогательными приспособлениями (аншпугами, вагами, кондаками). Осуществлять сбрасывание бревен способом «на себя» не допускается. Способ перемещения сортиментов «на себя» допускается только для отделения сортимента от раскряжеванного хлыста.

414. Сбрасывать сортименты следует в лесонакопители. Не допускается во время сбрасывания бревен работающему находиться в лесонакопителях, между лесонакопителями и между лесонакопителем и лесотранспортером.

415. Для защиты работающих от ветра и атмосферных осадков при ручном сбрасывании по всей длине лесотранспортера должен быть навес со сплошной стенкой.

416. Для прохода над работающим оборудованием (лесотранспортерами и другим) к месту работ должны быть устроены мостики, лестницы, трапы.

417. При ручном сбрасывании сортиментов для спуска в лесонакопители должны быть устроены лестницы из расчета на два лесонакопителя одна лестница.

418. При автоматизированном сбрасывании сортиментов или с помощью бревносбрасывателей для передвижения работника по фронту лесонакопителей, занятого поправкой сортиментов и выравниванием их торцов, должен быть предусмотрен проход шириной не менее 1 м.

419. Выравнивать сортименты в лесонакопителях, в которые идет сбрасывание бревен, не допускается.

420. Работать на захламленных площадках, эстакадах и тротуарах вдоль лесотранспортеров, а также рабочих местах, не обработанных противоскользящими материалами (зимой), не допускается.

421. При сортировке круглых лесоматериалов в открытых бассейнах для сырья необходимо соблюдать следующие требования:

сортировочные ворота оборудовать рабочими мостиками шириной 1,2 м на высоте не более 0,8 м от воды. Вдоль краев мостиков устраивать бортики высотой не менее 15 см из досок не тоньше 25 см. В местах, где это не препятствует производству работ, должны быть устроены перила высотой не менее 1 м;

рабочие мостики, проходы, трапы и другие рабочие площадки бассейнов следует очищать от мусора, снега и при необходимости (для устранения скольжения) посыпать их противоскользящими материалами;

над постоянными рабочими местами бассейнов следует устраивать навесы.

422. При производстве сортировочных работ в открытых бассейнах не допускается:

загромождать мостики посторонними предметами;

оставлять багры на мостиках в горизонтальном положении во время перерывов.

423. Работающие, занятые сортировкой круглых лесоматериалов в открытых бассейнах и их подачей на выгрузочные агрегаты, обязаны носить спасательные жилеты.

 

ГЛАВА 31
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗБОРКА ШТАБЕЛЕЙ И ПАКЕТОВ КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

 

424. Территория лесосклада перед укладкой круглых лесоматериалов в штабели и пакеты должна быть очищена от коры, щепы, древесины, мусора, выровнена и уплотнена. Грунт должен быть однородным.

425. Типы и размеры штабелей круглых лесоматериалов следует выбирать в соответствии с технологическим процессом лесосклада, оборудованием, применяемым при штабелевке, способами и условиями подачи лесоматериалов в лесопильные и другие цехи.

426. Для каждого штабеля должно быть оборудовано подштабельное основание из бревен-подкладок. Высота подштабельного основания должна быть не менее 15 см при влажном способе хранения и не менее 25 см при сухом способе хранения. На слабых грунтах под бревна-подкладки должен быть сделан сплошной настил из низкосортных бревен.

427. Для бревен-подкладок и настила должны применяться круглые лесоматериалы, не пораженные биологическими агентами разрушения.

428. В местах, где укладывают или разбирают штабели и пакеты, должны быть установлены знаки безопасности и предупреждающие надписи.

429. При формировании и разборке штабелей и пакетов лесоматериалов должна применяться надежная сигнализация. Сигнализация флажками допускается только при хорошей видимости.

430. При ветре скоростью более 11 м/с, ливневом дожде и густом тумане (видимость не превышает 50 м) укладка и разборка штабелей высотой более 1,8 м не разрешается.

431. При использовании для укладки и разборки штабелей и пакетов кранов работа должна быть организована так, чтобы под поднятым и перемещаемым грузом исключалось нахождение людей.

432. При укладке или разборе штабелей подниматься и спускаться с них необходимо только по наклонной поверхности головки или хвоста или по приставной лестнице.

433. Укладка и разборка плотных штабелей разрешается кранами с грейферами, погрузчиками с челюстными и манипуляторными захватами, бревнозахватами, цепными амортизаторами и другими приспособлениями, обеспечивающими безопасность при работе.

434. Высота штабеля круглых лесоматериалов должна быть не более 1/4 длины его и не должна превышать полуторную длину бревен, укладываемых в штабель. Высота штабеля бревен при штабелевке вручную должна быть не более 1,8 м.

435. Штабелевка хлыстов должна быть механизирована и выполняться на лесосеке челюстными погрузчиками, а на лесопромышленных складах также кранами.

436. Высота штабеля должна быть не более 3 м, уложенного челюстным погрузчиком; 6 м – кабель-краном; 12 м – мостовым, башенным и козловым кранами. Штабели высотой от 7 м и выше должны формироваться и разбираться только грейферами.

437. При укладке штабелей круглых лесоматериалов необходимо соблюдать следующие требования:

интервалы между отдельными группами штабелей должны соответствовать противопожарным нормам проектирования складов лесоматериалов;

отдельные бревна не должны выступать за его пределы более чем на 0,5 м;

прокладки следует укладывать симметрично продольной оси штабеля на расстоянии от торцов бревен не более 1 м с каждой стороны;

междурядные прокладки по высоте штабеля следует укладывать в одной вертикальной плоскости;

прокладки вдоль штабеля необходимо укладывать в одну линию, а их концы на стыках должны перекрываться на длину не менее 1 м;

в один и тот же штабель укладывают круглые лесоматериалы, отличающиеся по длине: для хвойных – не более 1 м, для лиственных – 0,5 м;

концы рядового штабеля должны иметь уклон, для чего каждый новый ряд делается короче предыдущего на диаметр бревна с каждой стороны. Крайние бревна каждого ряда закладываются в вырубленные на концах прокладок гнезда. Глубина гнезда должна быть не более половины толщины прокладок;

в концах плотных, плотнорядовых и шаговых штабелей должны быть устройства, исключающие произвольное раскатывание бревен. При отсутствии таких устройств концы штабелей должны иметь угол, равный углу естественного раскатывания бревен (не более 35°).

438. При укладке штабелей на берегах и откосах берегов необходимо устанавливать на бровке откоса упоры, предохраняющие от случайного скатывания по откосу. Спускать бревна по откосу в штабель разрешается после прекращения работ на штабеле и откосе и выхода работающих на бровку откоса.

439. При штабелевке лесоматериалов на откосе берега не разрешается сопровождать, поправлять или задерживать движущиеся бревна, а также спускать бревна по откосу крючьями.

440. В целях предотвращения «кострения» бревен на откосе спуск бревен к штабелю следует производить малыми партиями, сокращая при этом расстояние разового проката бревен за счет установки промежуточных упоров.

441. На прирельсовых складах лесоматериалы одной длины должны укладываться в один штабель.

442. При укладке бревен краном в плотные и пачковые штабели в момент опускания пачки рабочие должны находиться на расстоянии не менее 10 м от места укладки. К месту укладки пачки в штабель можно подходить только тогда, когда пачка будет остановлена на высоте не более 1 м. Направлять пачки, поправлять прокладки можно только баграми с багровищем длиной не менее 1,5 м. Сигнал на вытаскивание стропов из-под опущенной на штабель пачки должен подаваться после того, как рабочие отойдут от нее не менее чем на 10 м.

443. Пакетирование круглых лесоматериалов на лесных складах, а также размещение и крепление пакетов на подвижном составе должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов.

444. Для пакетирования круглых лесоматериалов должны применяться стропы многооборотные полужесткие в соответствии с их грузоподъемностью.

Стропы, не соответствующие техническим нормативным правовым актам, некомплектные, имеющие дефекты изготовления, износ в любом звене более 10 % от первоначальной толщины, изгиб жестких элементов со стрелой прогиба более 120 мм или с углом изгиба менее 90° при радиусе изгиба 50 мм и менее, а также не прошедшие очередного освидетельствования, к использованию не допускаются.

445. Формировать пакеты круглых лесоматериалов следует в пакетоформирующих станках или лесонакопителях, переоборудованных под размер стандартного пакета. Если масса пакета длинномерных лесоматериалов превышает грузоподъемность крана, формировать пакеты допускается на полувагоне с использованием съемных полустоек. Формирование пакетов должно быть механизировано и осуществляться формирующими устройствами, торцевыравнивателями, кранами, оборудованными торцевыми или радиальными грейферами и другими средствами механизации.

446. Применяемые на пакетировании торцевые и радиальные грейферы должны быть оборудованы четырьмя грузовыми одноветвевыми стропами с крюками на концах в соответствии с технической документацией.

447. Ручную поправку лесоматериалов в пакетоформирующих станках допускается осуществлять в случае, если грейфер выведен из зоны пакетоформирующих станков, а в лесонакопителях сортировочных лесотранспортеров – если остановлен лесотранспортер и грейфер выведен из зоны лесонакопителей.

448. Навеску полужестких стропов и стяжку пакетов в лесонакопителях сортировочного лесотранспортера выполняют при остановленном лесотранспортере.

449. Стягивать пакеты следует крановыми подвесками, торцевыми или радиальными грейферами. При их отсутствии допускается стяжка пакетов одноветвевыми или двухветвевыми стропами длиной не менее 6 м.

450. Строповку пакетов необходимо осуществлять за четыре петли грузовых тяг.

451. Подъем пакета не за все строповочные узлы, а также за другие элементы стропа запрещается. Крюк подъемного устройства необходимо устанавливать над центром тяжести пакета. Стропят и отцепляют пакеты после полной остановки каната и его ослабления. При утяжке пакетов лесоматериалов массой, близкой к предельно допустимой грузоподъемности стропов или грузоподъемного механизма, необходимо поднять пакет на высоту 200–300 мм и опустить его на опорную поверхность лесонакопителя или пакетоформирующего станка, убедившись в устойчивости грузоподъемного механизма, действии тормоза, исправности стропов, и только после этого, без отрыва пакета от опорной поверхности, натянуть стропы и производить замыкание верхней стяжки стропов.

Стропы на пакете должны быть плотно затянуты.

452. Подниматься на пакет для увязки верхней стяжки разрешается только после натяжения стропов, убедившись, что на поверхности пакета нет нависших и неустойчивых бревен, а провисший низ пакета касается опорной поверхности.

453. Для подъема стропальщика на пакет стойки лесонакопителей и пакетоформирующих станков должны быть снабжены стремянками или опорными скобами.

454. Натягивать стропы допускается только по сигналу стропальщика, убедившись, что он находится в безопасном месте. После застропки пакета стропальщику необходимо отходить в сторону от направления его перемещения на расстояние не менее 5 м от пакета.

455. При формировании пакетов круглых лесоматериалов на полувагоне должны выполняться следующие требования:

формировать пакеты на платформах только при использовании переносных эстакад;

формировать пакеты второго яруса на полувагонах при использовании съемных полустоек;

устанавливать съемные полустойки после укладки или формирования в полувагоне пакетов первого яруса;

закреплять съемные полустойки на полувагоне с помощью фиксаторов;

грузить лесоматериалы в полувагон, оснащенный съемными полустойками, торцевыми или радиальными грейферами. Допускается применять при погрузке двухветвевые и четырехветвевые стропы;

раскладывать полужесткие стропы на борта полувагона и вручную поправлять круглые лесоматериалы второго яруса погрузки следует с площадок съемных полустоек. Грейфер при этом должен быть выведен из зоны полувагона;

при погрузке лесоматериалов следует находиться на площадках полустоек, расположенных со стороны полувагонов, противоположной направлению перемещения груза;

стягивать пакет на полувагоне следует с помощью грейфера или крановой подвески;

отключать привод щитов торцевого грейфера или челюстей радиального грейфера при утяжке пакета и замыкании верхних стяжек стропов;

выполнять замыкание верхних стяжек при натянутых грузовых стропах.

456. Штабели пакетов круглых лесоматериалов должны располагаться секциями длиной 12–15 м по фронту погрузки. В секции пакеты следует укладывать вплотную без разрывов по длине и ширине секции. Ярусы пакетов следует располагать ступенчато со сдвигом каждого последующего яруса на полпакета, но не выше четырех ярусов. Для подъема стропальщика на пакет каждая секция должна быть снабжена переносной лестницей длиной не менее двух метров. Допускается смещение торцов пакетов в штабеле лесоматериалов одной длины не более 0,1 длины пакета.

457. При укладке и разборке штабелей должны выполняться следующие требования:

не сбрасывать бревна на штабель с поперечного или продольного лесотранспортера до установки направляющих слег (покатов). Число слег должно быть не менее одной на каждые 2 м длины перемещаемых по ним бревен и во всех случаях не менее двух;

не производить одновременно работы на соседних штабелях;

не находиться ближе 10 м от укладываемых или разбираемых штабелей;

не находиться ближе 20 м от плотного штабеля в момент его обрушения лебедкой посредством вспомогательного стропа;

не брать бревна из низших рядов при разборке штабелей до тех пор, пока не убраны верхние ряды;

не делать вертикальные обрубы штабеля;

не откатывать бревна, стоя на пути их перемещения.

458. Разборка покосившихся и опасных штабелей должна производиться только в светлое время суток по предварительно разработанной технологии и под личным наблюдением руководителя работ. Технология разборки таких штабелей должна утверждаться главным инженером организации или по его поручению лесничим.

459. При разборке плотных и пачковых штабелей краном рабочие должны находиться от места застропки пачек в момент опускания краном стропов и подъема застропленной пачки на расстоянии не менее 10 м.

460. Застропка пачек на штабеле пачковой укладки (с применением прокладок, разделяющих пачки по вертикали) должна производиться посредством гибких металлических прутьев, которые просовывают в зазоры между прокладками. При отсутствии прокладок по вертикали застропка пачек должна производиться с края каждого ряда за выступающие концы бревен. Стропы должны заводиться с обоих концов в глубь штабеля на расстояние не менее 0,5 м.

461. Штабелевку хлыстов в запас можно производить трелевочным трактором и челюстным погрузчиком без разделения пачек вертикальными прокладками, при этом высота укладываемых штабелей не должна превышать 2 м.

462. Штабелевка хлыстов в запас на лесоскладах должна производиться с помощью мостовых, козловых кранов и установок грузоподъемностью не менее 20 т. Перед штабелевкой на подштабельное место должно укладываться не менее трех лежней.

463. Пачки хлыстов должны укладываться в штабель уступом с обоих концов. Сначала укладывают пакеты в нижний ярус на всю длину штабеля с разделением пачек вертикальными прокладками, затем на поверхность яруса укладывают три линии прокладок из хлыстов и формируют второй ярус штабеля.

 

ГЛАВА 32
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗБОРКА ШТАБЕЛЕЙ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ

 

464. Организация работ по формированию и разборке штабелей пиломатериалов при атмосферной сушке и хранении должна соответствовать требованиям нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов.

465. Фундаменты и конструкция штабелей должны обеспечивать безопасное хранение пиломатериалов. Штабеля не должны иметь наклона, перекоса и разрушаться под действием собственной массы и ветра. Крыша должна крепиться к штабелю или фундаменту.

466. Пакеты пиломатериалов во избежание падения крайних досок должны иметь поперечные прокладки одинаковой толщины, расположенные по высоте не менее чем через 300–400 мм (в зависимости от ширины досок).

467. Пакеты должны подвозиться к месту формирования штабеля равномерно с таким расчетом, чтобы не загромождать проезжую часть складов. Для проезда автотранспорта должна всегда оставаться часть дороги шириной не менее 4 м.

468. Пакеты пиломатериалов должны устанавливаться на две прокладки (колодки) с плоскими опорными поверхностями во избежание их смещения, перемещения или опрокидывания.

469. Пакеты, укладываемые в штабель, должны быть одинаковой высоты; ширина пакетов в вертикальном ряду также должна быть одинакова.

470. Разница в длине пакетов не должна превышать 20 % их средней длины.

Между отдельными пакетами в каждом горизонтальном ряду штабеля должно быть расстояние не менее 250 мм.

471. Высота штабелей, укладываемых автопогрузчиками, не должна превышать 7 м, кранами – 12 м. Формируемые вручную штабели не должны быть выше 4 м.

472. При формировании штабелей вручную одновременная работа на штабеле более двух работников запрещается.

473. Каждый законченный вертикальный ряд пакетов должен закрываться инвентарной крышей с применением автопогрузчика или крана.

474. Формирование крыши из досок вручную на отдельном вертикальном ряде пакетов не допускается.

475. Одновременная работа по формированию или разборке допускается на пакетных штабелях, отстоящих друг от друга на расстоянии не менее 30 м.

476. Ширина подъезда для автопогрузчика на месте формирования пакетного штабеля должна быть не менее 3 м. Покрытие подъезда должно быть прочным, ровным и не иметь уклона.

477. Формировать штабели из плотных неувязанных пакетов пиломатериалов не допускается. При подъеме автопогрузчиком или краном с вилочным захватом плотных пакетов для формирования рядовых штабелей необходимо принимать меры для предотвращения падения крайних досок (прижимы, скобы, временные обвязки).

478. При движении автопогрузчика по проезжей части территории организации вилы с грузом и без него должны быть подняты на высоту 200–300 мм, а рама наклонена назад.

479. Краны, применяемые для укладки и разборки штабелей пиломатериалов, должны быть оснащены портальными, вилочными захватами или другими приспособлениями, обеспечивающими надежное удержание пакетов при их перемещении и до минимума сокращающими ручной труд на строповке.

480. Расстояние от крановых путей до формируемых штабелей пиломатериалов должно быть не менее 2 м.

481. Складирование пиломатериалов между рельсами башенных кранов не допускается.

482. На штабелях из пакетов, обернутых защитной бумагой или пленкой, нахождение работников запрещается. Операции по укладке и снятию пакетов в обертке следует производить только с применением захватов (портальных, вилочных).

483. Во избежание скольжения стропальщиков, вспомогательных рабочих, грузчиков в местах работы грузоподъемных механизмов площадки пути прохода должны быть очищены, а в зимнее время посыпаны песком или мелким шлаком.

484. Для подъема и спуска стропальщиков при формировании и разборке штабелей следует использовать переносные или специальные лестницы, а при крановой укладке, кроме того, – специальные приспособления для подъема и спуска рабочих (кресла, люльки).

485. В закрытых складах для хранения пиломатериалов пакетные штабели не должны загромождать проходы и проемы ворот.

 

ГЛАВА 33
ХРАНЕНИЕ И СКЛАДИРОВАНИЕ ФАНЕРЫ, ШПОНА И ДРЕВЕСНЫХ ПЛИТ

 

486. Фанеру, шпон укладывают в штабели на подстопные места. Основания подстопных мест должны быть выверены по горизонтали и иметь высоту от пола не менее 0,2 м для естественной вентиляции.

Высота штабеля фанеры при укладке погрузчиком должна быть не более 4,5 м, при укладке краном – не более 6,0 м, при ручной укладке шпон укладывается на высоту не более 1,5 м.

487. Не допускается укладка фанеры и шпона вплотную к стенам и колоннам. Расстояние между стеной и штабелем должно быть не менее 0,8 м; между перекрытием и штабелем – не менее 1 м, между светильником и штабелем – не менее 0,5 м. Интервалы между штабелями поперечного ряда должны быть не менее 0,5 м, продольного – 0,2 м.

488. Ширина вспомогательных проездов должна превышать габарит погрузчика с грузом по ширине не менее чем на 1 м при одностороннем и не менее чем на 1,4 м при двустороннем движении.

489. Склады для хранения фанеры, шпона площадью 1000 м[2] и более должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и установками автоматического пожаротушения.

490. При въезде в помещение склада должна быть вывешена транспортно-технологическая схема на проведение работ.

491. Склады готовой продукции должны иметь переносные электросветильные устройства с напряжением до 42 В для освещения зоны работы.

492. Пакеты в штабелях должны быть разделены прокладками. В качестве прокладок использовать деревянные бруски квадратного сечения размером 100 x 100 мм, изготовленные из древесины хвойных пород без дефектов.

493. Отклонение прокладок верхнего ряда в стопе штабеля по отношению к нижнему не должно превышать 100 мм.

494. Пакеты фанеры, шпона одинакового формата должны укладываться в штабель по одному.

495. Поднимать пакет на нужную высоту следует только у штабеля. Допускается передвижение с поднятым пакетом на расстояние, которое необходимо для укладки его на штабель, но не более 2 м.

496. Укладку и снятие пакетов из штабеля должны производить два работника.

497. Перед подъемом или опусканием груза водителем погрузчика должен подаваться звуковой предупредительный сигнал.

498. Полы на складах для хранения фанеры, шпона должны иметь твердое покрытие, выдерживающее необходимую нагрузку от применяемых средств механизации с грузом, и размечены с обозначением транспортных проездов и границ штабелей.

499. Древесные плиты укладывают в штабели на подстопных местах. Основания подстопных мест должны быть выведены по горизонтали и иметь высоту от пола не менее 0,1 м.

500. Высота укладки на складе готовой продукции стоп плит при помощи погрузчика не должна превышать 4,5 м. Стопы плит формируются из плотных пачек высотой не более 0,8 м через прокладки высотой не менее 0,08 м, уложенные равномерно по длине плит через 0,6 м. Расстояние первой прокладки от края плит – не менее 0,05 м. Допускается укладка плит в стопы выше 4,5 м на механизированных складах, обслуживаемых кранами.

501. Открывание и закрывание ворот помещений склада должно быть механизировано.

 

ГЛАВА 34
РАСКАЛЫВАНИЕ КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ, ПРОИЗВОДСТВО ЩЕПЫ

 

502. Оборудование и рабочие места для раскалывания и окорки круглых лесоматериалов необходимо располагать не ближе 5 м от штабелей, с которых поступает сырье.

503. Пусковые приспособления оборудования для раскалывания должны быть расположены так, чтобы обслуживающий персонал мог ими пользоваться непосредственно со своего рабочего места.

504. Подача чураков для раскалывания должна обеспечивать безопасность обслуживающему персоналу от падения и вылета чураков. Места вылета чураков должны иметь ограждение.

505. Место работы передвижных и самоходных машин по производству щепы на лесосеке определяется технологической документацией.

506. При работе передвижных и самоходных рубительных установок не разрешается:

поправлять подаваемую древесину руками и с помощью металлических вспомогательных инструментов;

открывать люки до полной остановки ножевого диска;

разбирать завал при заклинивании древесиной приемного устройства до полной остановки ножевого диска.

507. Передвижные и самоходные рубительные машины перед выполнением операции необходимо выровнять и принять меры против их самопроизвольного перемещения. Панели, крышки, защитные ограждения должны быть закрыты. Труба (раструб) машины для выхода щепы должна находиться с подветренной стороны.

508. Зона в радиусе 20 м вокруг передвижной или самоходной рубительной машины считается опасной, и пребывание в ней людей, не занятых ее обслуживанием, не допускается.

 

РАЗДЕЛ V
ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПОГРУЗКЕ И ВЫГРУЗКЕ ДРЕВЕСИНЫ

ГЛАВА 35
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

509. При проведении работ по погрузке древесины на лесотранспортные средства, их выгрузке после завершения транспортирования должны соблюдаться требования Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 декабря 2005 г. № 173 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 10, 8/13658), Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 3 декабря 2004 г. № 45 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 6, 8/11889), других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

510. Для организации и проведения погрузочно-разгрузочных работ в организации назначаются лица, ответственные за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.

511. Водители лесовозных автомобилей, сортиментовозов, колесных тракторов, в том числе агрегатируемых с прицепными транспортными средствами, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы с помощью гидроманипуляторов, установленных на указанных транспортных средствах, должны кроме водительского удостоверения иметь удостоверение на право управления гидроманипулятором, выданное в установленном порядке.

512. Все погрузочно-разгрузочные работы должны производиться в соответствии с технологическими картами. С технологической картой должны быть ознакомлены все работники, допущенные к выполнению работ, под роспись.

513. Используемые для погрузки лесоматериалов на лесотранспортные средства и их выгрузки грузоподъемные машины (краны, гидроманипуляторы, челюстные погрузчики и тому подобное), а также грузозахватные приспособления должны соответствовать стандартам, техническим условиям на их изготовление, действующим правилам их устройства и безопасной эксплуатации.

514. Контроль технического состояния грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений должны осуществлять назначенные приказом ответственные лица и обслуживающий персонал путем проведения технических освидетельствований в установленные сроки, техосмотра перед выпуском на линию и перед началом работы по соответствующим инструкциям с оформлением результатов контроля в паспортах грузоподъемных машин, специальных журналах, путевых листах. При обнаружении в процессе контроля или эксплуатации несоответствия машин и приспособлений требованиям технических нормативных правовых актов их эксплуатация не разрешается до устранения недостатков.

515. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов крановщик и стропальщики обязаны проверить:

соответствие используемых стропов технологической карте;

наличие на стропах бирок, соответствие стропов нормам выбраковки;

соответствие стропов массе и характеру груза (стропы должны подбираться так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°).

В процессе эксплуатации периодически (каждые 10 дней) лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно проводить осмотр стропов с оформлением результатов в специальном журнале.

516. Не допускается работа грузоподъемных машин:

при скорости ветра, превышающей значение, указанное в паспорте машины;

при температуре окружающего воздуха ниже значения, указанного в паспорте машины;

при грозе, ливневом дожде, сильном снегопаде, густом тумане, снижающих видимость в пределах рабочей зоны;

в опасной 50-метровой зоне валки леса при погрузке сортиментов, собранных в пачки, и их вывозке от непосредственного места валки в места складирования или обработки (прямая вывозка).

517. Места для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение. Освещение должно быть равномерным, без слепящего действия светильников.

518. Опасные зоны перемещения лесоматериалов должны ограждаться знаками безопасности и предупреждающими надписями.

519. Способы укладки грузов должны обеспечивать:

устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них;

механизированную разборку штабеля и подъем груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования;

безопасность работающих на штабеле или около него;

возможность применения и нормального функционирования средств защиты работников и пожарной техники;

циркуляцию воздушных потоков естественной или искусственной вентиляции закрытых складов;

соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

520. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ должен быть установлен порядок обмена условными сигналами между стропальщиком и работником, управляющим грузоподъемной машиной.

521. Перед погрузкой или выгрузкой лесоматериалов железнодорожные полувагоны, платформы, лесотранспортные средства должны быть надежно закреплены тормозами, башмаками, исключающими их самопроизвольное перемещение.

Транспортные средства, на которых смонтированы гидроманипуляторы, стреловые крановые установки, кроме того, стабилизируются выносными опорами (аутригерами) путем их регулирования.

522. Лесотранспортные средства, ожидающие погрузки или разгрузки, должны находиться за пределами максимального радиуса действия стрелы самоходной грузоподъемной машины или обозначенной опасной зоны перемещения лесоматериалов и становиться под погрузку или разгрузку только после разрешающего сигнала крановщика (оператора).

523. Владелец подъемно-транспортного оборудования и производитель погрузочно-разгрузочных работ обязаны обеспечивать содержание грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений в исправном состоянии и безопасную их эксплуатацию.

524. При производстве погрузочно-разгрузочных работ кранами необходимо выполнять следующие требования безопасности:

работать только по сигналу стропальщика или другого специально выделенного лица, предварительно дублируя каждый поданный сигнал до его выполнения;

приостановить немедленно работу по сигналу «Стоп» независимо от того, кем подан сигнал;

убедиться в отсутствии стропальщика и других лиц при подъеме и опускании груза вблизи штабеля, железнодорожного вагона, автопоезда, а также между грузом;

производить строповку и отцеплять груз только после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой обойме или траверсе и по окончании произвольного раскатывания, разваливания лесоматериалов в пачке;

подводить стропы под груз специальными приспособлениями;

производить строповку груза двумя стропами на одинаковом расстоянии от его центра тяжести;

поднимать груз во время перемещения не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов;

опускать перемещаемый груз лишь на предназначенное для этого место;

опустить груз (грейфер, захват с грузом) при возникновении каких-либо неисправностей и прекратить работу до их устранения.

525. На месте производства работ по перемещению грузов, а также на грузоподъемной машине не допускается нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе.

526. При погрузке лесоматериалов на подвижной состав железнодорожного транспорта и лесотранспортные средства, их выгрузке не допускается:

опускать груз на лесотранспортное средство, а также поднимать его при нахождении людей в кабине, кузове, на платформе транспортного средства;

перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми;

поднимать груз массой более установленной паспортом грузоподъемной машины;

поворачивать стрелу, поднимать и опускать груз при движении грузоподъемной машины;

одновременное выполнение работ на двух соседних штабелях и на обоих концах одного штабеля (головке и хвосте);

набирать пачку из штабеля с закострившимися хлыстами, сортиментами;

выравнивать перемещаемый груз руками, поправлять стропы на ходу;

поднимать, отрывать крюком (захватом) грузы, засыпанные землей или примерзшие к ней, заложенные другими грузами;

во время перерывов в работе и после ее окончания оставлять груз, грузозахватные механизмы и приспособления в поднятом состоянии или на наклонной поверхности, с которой они могут сорваться под действием собственного веса;

проводить ремонт, техобслуживание, чистку грузоподъемной машины при невыключенном двигателе или электропитании;

подтаскивать груз при наклонном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов;

разбирать штабель для строповки пачки подкопом, а также при наличии нависших бревен;

работать у лесонакопителей, в которые идет сбрасывание бревен с лесотранспортера. Расстояние между лесонакопителями, в которых производится строповка бревен, и лесонакопителями, в которые идет сбрасывание бревен с лесотранспортера, должно быть не менее двухкратной длины сбрасываемых с лесотранспортера бревен;

поправлять наматываемый на барабан лебедки канат во время работы;

включать рубильник и допускать работу механизмов при нахождении на галерее крана людей. Исключения допускаются для слесарей и электромонтеров при осмотрах механизмов крана. В этом случае включать рубильник и механизмы крана можно лишь по указанию лица, производящего осмотр и имеющего допуск к работам;

использовать стропы с крючьями для торцевого захвата бревен;

допускать к самостоятельному управлению учеников (стажеров) без наблюдения за их работой.

527. При погрузке лесоматериалов кранами следует, как правило, применять грейферные грузозахватные приспособления. Стропы, используемые при погрузке, должны быть оборудованы саморасщепляющимися приспособлениями, исключающими необходимость нахождения стропальщика на погружаемом подвижном составе и в период расцепки пачки.

528. Работники, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, и лица, осуществляющие контроль за их ведением, должны носить защитные каски.

529. Работники, занятые на погрузке и выгрузке лесоматериалов, должны быть обеспечены местами для обогрева и сушки спецодежды.

530. Места производства работ должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения, а работники должны уметь ими пользоваться.

 

ГЛАВА 36
ПОГРУЗКА ДРЕВЕСИНЫ НА ЛЕСОВОЗНЫЙ ТРАНСПОРТ И ЕЕ ВЫГРУЗКА ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

 

531. Руководство работами при погрузке и разгрузке заготовленной древесины на лесотранспортные средства осуществляют лица, назначенные ответственными за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.

532. Порядок безопасной погрузки заготовленной древесины на лесотранспортные средства как одной из операций на лесосечных работах должен быть изложен в технологической карте разработки лесосеки, которая применительно к данной операции должна содержать:

графическое изображение лесосеки с обозначением погрузочных пунктов, зон безопасности, усов лесовозной дороги;

требования к выполнению подготовительных работ с отметкой (актом) об их выполнении;

безопасные методы ведения работ по операциям, сведения об исполнителях, средствах производства.

При погрузке на промежуточных складах должны быть составлены и утверждены технологические регламенты аналогичного содержания. При использовании на погрузке стреловых самоходных кранов технологические карты должны содержать схемы строповки груза и перечень применяемых грузозахватных приспособлений.

533. Пригодными для безопасной эксплуатации считаются лесопогрузочные пункты, верхние, промежуточные лесосклады и примыкающие к ним усы лесовозных дорог, на которых до начала основных работ:

на всей их площади убраны деревья, подрост, кустарник, валежник, срезаны заподлицо с землей пни и кочки, засыпаны ямы;

заболоченные участки усов лесовозных дорог застланы жердями и сучьями;

на расстоянии не менее 50 м от границ лесопогрузочных пунктов, верхних и промежуточных лесоскладов, размещаемых в лесных массивах, не подлежащих разработке, убраны опасные деревья, а в подлежащих разработке – все деревья.

534. Площадки лесопогрузочных пунктов, верхних и промежуточных лесоскладов должны систематически освобождаться от обрезков, упавших хлыстов и бревен, других предметов.

При работе в темное время суток места погрузки должны освещаться искусственным освещением в пределах норм. Места погрузки заготовленной древесины должны обозначаться знаками безопасности и предупреждающими надписями.

535. Хлысты до погрузки на лесовозный транспорт должны опиливаться на погрузочной площадке по габариту подвижного состава. Опиливание хлыстов, погруженных на лесовозный транспорт, не допускается.

536. При погрузке хлыстов, сортиментов на автопоезд между их торцами и ограждением кабины разрыв должен быть не менее 0,75 м. Не допускается грузить хлысты, сортименты в нижние ряды к стойкам коников лесовоза, длина которых перекрывает расстояние между кониками менее чем на 1 м.

Погрузка хлыстов, сортиментов выше стоек коников как по краям, так и посередине воза более чем на 1/3 диаметра не допускается.

537. Хлысты, погруженные на лесовозный автопоезд, должны увязываться между кониками специальными увязочными приспособлениями. Сортименты увязываются по стойкам. Допускается увязывать сортименты увязочным приспособлением между стойками, если транспортирование их осуществляется на территории организации.

Увязку воза следует выполнять со стороны, противоположной выгрузке, осуществляемой с помощью разгрузочно-растаскивающих устройств, и со стороны рабочего места водителя при выгрузке с помощью кранов.

538. При погрузке лесоматериалов (хлыстов, сортиментов) челюстными лесопогрузчиками необходимо соблюдать следующие требования:

центр тяжести поднимаемого пакета круглых лесоматериалов не должен выходить за габариты нижней челюсти погрузчика;

перемещаемый груз должен быть надежно зажат захватом;

не допускается нахождение груза над кабиной автопоезда;

погруженные хлысты (сортименты) должны выравниваться только захватом лесопогрузчика. Выравнивание хлыстов вручную не допускается.

539. При работе лесопогрузчика не допускается:

брать пачку лесоматериалов из штабеля, имеющего закострившиеся хлысты (сортименты);

разбирать плотные штабели высотой более 4,0 м;

поднимать, опускать и наклонять груз при движении;

производить штабелевку и скатывание лесоматериалов на заснеженных и подтопленных участках без ограждения бровки откоса или берега упорами (отбойными бревнами), знаками безопасности.

540. При выгрузке хлыстов, сортиментов по технологической схеме, требующей открытия стоек коников лесотранспортного средства, необходимо:

до начала выгрузки убедиться в исправности замков стоек;

лесотранспортные средства с неисправными стойками или замками разгружать с применением дополнительных механизмов или устройств, исключающих произвольное раскатывание груза;

при открытии замков стоек находиться со стороны, противоположной разгрузке.

541. При гравитационной выгрузке лесоматериалов должны соблюдаться следующие требования:

превышение внешнего колесопровода над внутренним должно быть: зимой не более 25 см, летом – не более 40 см;

внешний колесопровод в месте выгрузки должен иметь с внутренней стороны прочно укрепленный к колесопроводу брус, возвышающийся над ним не менее чем на 25 см.

 

ГЛАВА 37
ПОГРУЗКА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ НА ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ИХ ВЫГРУЗКА

 

542. Погрузка лесоматериалов на подвижной состав железнодорожного транспорта и их выгрузка осуществляются в соответствии с Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте, утвержденными постановлением Белорусской железной дороги и Министерства труда Республики Беларусь от 28 июля 1998 г. № 19/71, другими нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами.

543. Способы и технология погрузочно-разгрузочных работ с «шапкой» с учетом имеющихся механизмов и оборудования должны быть разработаны и утверждены главным инженером организации.

544. Погрузка сортиментов с «шапкой» (с использованием верхней суженной части габарита погрузки) в полувагоны и платформы железной дороги широкой колеи должна быть механизирована. Мелкоштучные сортименты следует грузить уложенными в специальные контейнеры, стропы и другие приспособления.

545. При погрузке кранами, грузоподъемность которых достаточна для поднятия «шапки» целиком на вагон (от 5 т и выше), формирование ее должно производиться только на земле (погрузочной площадке) с использованием специальных приспособлений. Краны для погрузки «шапки» должны быть снабжены специальными приспособлениями, позволяющими поднять и уложить ее на подвижной состав.

546. При погрузке кранами малой грузоподъемности (до 5 т) формирование «шапки» должно производиться на полувагоне или платформе, при этом до начала погрузки в верхней части вагона должны быть установлены приспособления для формирования «шапки».

547. При отсутствии механизма погрузка лесоматериалов с «шапкой» вручную допускается в исключительных случаях и только при наличии специально сооруженных эстакад или выемок железнодорожного пути, верхний уровень которых находится на высоте нормально загруженного полувагона или платформы.

Между эстакадой и вагоном должны быть уложены переходные мостики.

548. Для обеспечения безопасной погрузки и разгрузки подвижного состава железнодорожного транспорта следует использовать специальные эстакады стационарного или передвижного типа.

549. Нахождение людей в полувагонах, на платформах при подъеме и опускании груза не допускается.

550. При погрузке и выгрузке древесных плит с подвижного состава должны приниматься меры, исключающие возможность падения плит, а вертикально установленные плиты должны быть надежно закреплены. Погрузка, размещение и крепление древесных плит на подвижном составе должны производиться в соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами.

551. Погрузка короткомерных сортиментов малогабаритными погрузчиками через торцевые двери полувагона допускается только при наличии специальных эстакад, имеющих прочные настилы и ограждения.

552. Трапы, прокладываемые между вагонами и эстакадами, должны обладать достаточной прочностью и не прогибаться под тяжестью погрузчика с грузом. Концы трапов должны быть хорошо заделаны, иметь прочные опоры и исключать возможность сдвига их при движении погрузчика.

553. Не допускается:

при передвижении консольно-козловых кранов перемещать грузы на консольных частях крана, а также поднимать груз на одном крюке, если предусмотрена поперечная траверса;

перемещать зависшие бревна, захваченные грейфером за один конец;

передвигать по рельсам железнодорожный подвижной состав крюком крана.

Мы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook .Присоединяйтесь!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.