Перейти к содержанию
Форум инженеров по охране труда Беларуси
Охрана труда.by

Форум инженеров по охране труда в Беларуси

О производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ


Рекомендуемые сообщения

Информационное письмо Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

 

«О производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ»

 

Ежегодно в организациях республики при выполнении шиномонтажных работ приходится регистрировать случаи производственного травматизма с тяжелыми последствиями.

 

Не стал тому исключением как прошедший 2011 г., так и только начавшийся 2012 г. Причем за истекший период 2012 г. Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент) зарегистрирован определенный всплеск таких происшествий.

Так, только за неполные три месяца текущего года при выполнении шиномонтажных работ в республике произошло 3 несчастных случая с тяжелым исходом и 1 – со смертельным. Для сравнения, за весь период 2011 года, при выполнении шиномонтажных работ травмы с тяжелым исходом получили 5 работников, со смертельным – 3.

 

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что, несмотря на отнесение данного вида работ к работам с повышенной опасностью, как со стороны должностных лиц организаций, так и со стороны самих работников, выполняющих шиномонтажные работы, не уделяется должного внимания технологии их безопасного проведения. Зачастую потерпевшие даже не представляют себе всю опасность и тяжесть последствий разрушения конструкции находящегося под давлением колеса. Вместе с тем о тяжести последствий указанных несчастных случаев свидетельствуют вышеприведенные данные Департамента.

 

Анализ материалов специальных расследований несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших при выполнении шиномонтажных работ в 2011 году, показал, что основными их причинами явились: нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, требований нормативных правовых актов по охране труда (50 процентов от общего количества причин), невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда (16,7 процента), а также допуск потерпевших к работе без обучения, стажировки, проверки знаний по вопросам охраны труда (16,7 процента).

 

При этом следует отметить, что причины, приведшие к нарушению технологии производства шиномонтажных работ, требований безопасности, предъявляемых к ее проведению, могут быть разными, однако, общим следствием всех причин, как правило, является одно – травмирование работников.

 

Кроме того, наряду с решением технических вопросов, не менее важным является осуществление организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность труда, о чем свидетельствует тот факт, что в 50 процентах происшедших в 2011 г. несчастных случаев в ходе специального расследования была установлена вина нанимателя.

 

Согласно нормативным правовым актам по охране труда обязательным условием обеспечения безопасности работы при выполнении шиномонтажных работ является выполнение требований к технологическому процессу (подготовке рабочего места; подготовке колесного транспортного средства к техническому обслуживанию и текущему ремонту (далее – ТО и ТР), установке его на пост ТО (ТР) и снятии с поста; проведении работ) и рабочим местам (наличие специальных приспособлений, инструмента и оборудования в соответствии с установленной технологией). К выполнению шиномонтажных работ должны допускаться работники, имеющие специальную квалификацию (монтировщик шин и шинно-пневматических муфт), прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Однако указанные требования соблюдаются далеко не всегда.

 

Так, например, результатом выполнения шиномонтажных работ лицами, не имеющими специальной подготовки и не прошедшими проверку знаний по вопросам охраны труда, явилось разрушение конструкции колеса, приведшее 17 марта 2011 г. к несчастному случаю с тяжелым исходом с водителем автомобиля ОАО «Управление механизации № 88». Специальным расследованием указанного несчастного случая было установлено, что монтаж замочного кольца на обод колеса осуществлялся при помощи подручных средств (лома и кувалды). Аналогичные обстоятельства (установка замочного кольца на обод колеса при помощи ударного действия) привели 14 июня 2011 г. к травмированию машиниста автомобильного крана ОАО «Белорусское управление механизации».

 

13 октября 2011 г. при производстве водителем автомобиля ОАО «Юшевичи» работ по демонтажу сдвоенных колес с задней оси автомобиля МАЗ 555102, произошло разъединение съемных деталей обода наружного колеса, из шины которого предварительно не был спущен воздух. В результате разрыва элементов колеса работник получил сочетанную травму головы, груди, живота. От полученных травм потерпевший скончался. В ходе специального расследования данного несчастного случая было установлено, что потерпевший был допущен к работе без проверки знаний по вопросам охраны труда.

 

Похожий случай произошел 22 ноября 2011 г., когда при выполнении работ по демонтажу колеса с разборными ободьями, без предварительного выпуска воздуха из шины, в результате разрыва колеса (болтовых соединений частей диска колеса), был смертельно травмирован тракторист-машинист ОАО «Лежни» Шумилинского района Витебской области.

 

Причинами несчастных случаев, происшедших 6 апреля 2011 г. в СПК «Русь-Агро» и 23 января 2012 г. в ЧУП «Шиномонтаж Катин-Бор», явился коррозийный износ дисков колес и бортовых (замочных) колец транспортных средств, эксплуатируемых более 20 лет.

 

На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма Департамент предлагает республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:

  1. Довести настоящую информацию до сведения и принятия эффективных мер реагирования подчиненными (расположенными на подведомственной территории) организациями.
  2. Потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин):

  • Назначить приказом по организации лиц, ответственных за выполнение шиномонтажных работ.
  • Не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучение, проверку знаний и инструктаж по безопасному их выполнению.
  • Монтаж и демонтаж шин проводить только в приспособленных для этих работ помещениях с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента.

Запретить:

  • демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;
  • снятие колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;
  • исправление положения бортовых и замочных колец, когда шина находится под давлением;
  • демонтаж одного из сдвоенных колес без применения домкрата, путем наезда второго сдвоенного колеса на выступающий предмет;
  • применение кувалд и подобных предметов при монтажно-демонтажных работах, способных деформировать детали колес;
  • замену золотников различного рода заглушками.
  • перекатывание вручную колеса, дисков и шин.

Провести обследование дисков колес транспортных средств, эксплуатируемых более 15 лет.

Обеспечить выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128, Правил по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 14.

Мы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook .Присоединяйтесь!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.